вторник, 12 мая 2009 г.
Решила ответить всем разом :
"1-я шкала. Повышение в пределах 70 Т-показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации (т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70-Т выявляются ипохондрические черты). Низкие показатели-50 Т-имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.
2-я шкала - пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70-Т выявляют депрессивное состояние.
3-я шкала-"эмоциональной лабильности"-при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах (выше 70 Т) вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.
4-я шкала-"шкала импульсивности", отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т - импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.
5-я шкала-"женственности-мужественности", показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.
6-я шкала-"ригидности", в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала к стеническому (при значительном повышении к гиперстеническому) типу реагирования.
7-я шкала-"тревожности". Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых (гипостенических) черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.
8-я шкала-шкала "индивидуалистичности", бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.
9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50-Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.
0-я шкала-интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний (повышение до 70 Т) вплоть до замкнутости и аутичности (выше 70 Т), а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности (показатели ниже 50 Т) или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем (если показатели ниже 40-Т)."
А вообще, это написано под знаком вопрос в меню ("Справка" называется).
"Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т. е. "слева направо". Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом может поставить в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стеничный стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо (не менее чем на 6 Т) ниже, однако в абсолютных величинах она значительно повышена по отношению к средненормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй; другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается не-дорасшифрованным, интерпретация - неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека. Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, ной контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных. С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация "сверху вниз", рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из "высоты" показателей. Для данной интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако такая интерпретация звучит скорее как оценка акцентуированных черт характера и степени адаптированноеT обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в "коридоре нормы", выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для понимания компенсаторных механизмов и скрытых резервов личности.
Особенно строгим индикатором четкости интерпретирующей схемы является компьютерная интерпретация, высвечивающая огрехи, заложенные в том или ином выборе правил и количественных критериев оценки профиля. В связи с этим работа по созданию алгоритма интерпретирующей компьютерной программы (см. соответствующий раздел) послужила катализатором для разработки нового подхода к интерпретационной схеме, которая охватывает разные стороны свойств и проблем личности и позволяет реализовать целостный подход к пониманию личности при расшифровке профиля СМИЛ.
Далее коснемся содержательных и количественных характеристик отдельных шкал и их сложных взаимоотношений с другими шкалами профиля. Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации - в зависимости от высоты профиля, но и в том и в другом случае речь идет о ведущих индивидуально-личностных тенденциях.
Шкалы в целом делятся на четыре группы.
1. Шкалы "сильного" регистра, выявляющие стеничные свойства личности: 4, 6 и 9-я шкалы.
2. Шкалы "слабого" регистра, отражающие гипостенические черты: 2, 7 и 0-я шкалы.
3. Шкалы "смешанного" типа реагирования: 1-я и 3-я шкалы.
4. Особняком стоят 5-я и 8-я шкалы, из которых повышенная у мужчин и пониженная у женщин 5-я смягчает стеничные характеристики повышенная 8-я и утех, и у других усиливает индивидуалистичность.
Зная личностные особенности и характеристики состояний, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга, можно перейти к целостной оценке профиля В первую очередь, профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования, которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей.
Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком показателе шкалы F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее, однако в любом случае профиль будет заостренным и завышенным, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.
При повышении в пределах нормативного разброса 1 -и и 3-й шкал с относительно низкой 2-й шкалой и без значимого повышения профиля по другим шкалам следует обратить внимание на показатели шкал L и К. Если они повышены (выше 60Т ил и более чем на 7 Т выше шкалы F), то скорее всего речь идет о тенденции испытуемого "показать себя в лучшем свете", о стремлении к отрицанию каких-либо трудностей и проблем, об установке на улучшение результатов, о попытке дать "сверхнормальные" ответы и подчеркнуть свое дружелюбие, конформность, альтруизм, в то время как на самом деле это может быть лишь фасадом, за которым скрываются различные проблемы и иной характер. У таких испытуемых иногда и по шкале "?" может оказаться достаточно высокий показатель. Интерпретация такого профиля сводится к констатации наличия установки на соответствие нормативности, сам профиль (особенно если он по четырем - пяти шкалам утоплен) расценивается как "гипернормальный". Обследование стоит повторить. В достоверном профиле интерпретация проводится согласно общим правилам, при этом характеристика 3-й шкалы поглощает свойства 1-й, так как эмоциональная яркость ее признаков нивелирует сдержанность, отражаемую 1-й шкалой. Лишь преобладание 1 -и шкалы над 3-й на 5Т и более дает основание ориентироваться на интерпретацию 1-й шкалы.
Сочетание 1 -и шкалы с повышенными (или высокими) 2, 6, 7, 8 и 0-й шкалами при низкой 9-й шкале отражает проблему подавленной враждебности и характерно для так называемого язвенного типа личности, отличающегося педантизмом, догматическим стилем мышления, повышенной раздражительностью, дистантностью, требовательностью (как к себе, так и к другим) в вопросах морали, долга, ответственности. При высокой исполнительности, принципиальности и честности в работе та кие люди проявляют мелочный деспотизм в контактах узкого круга, скрытны, неловки и скованны в общении, тон высказываний - назидательный, внешняя жесткость сочетается с внутренне ощущаемым напряжением и ранимостью по отношению к воздействиям среды.
Высокие показатели 2-й шкалы, сочетающиеся со значительным повышением 1 - й и 3-й, которые находятся в соподчиненной по отношению ко 2-й шкале позиции, а также повышенными 7-й и 8-й шкалами при пониженной 9-й, свидетельствуют о выраженном эмоциональном дискомфорте, трудностях адаптации хронического характера и чаше всею бывают связаны с невротическим развитием. Внешне поведение таких людей не бросается в глаза как отклоняющееся от нормы, но внутренняя дисгармония сказывается в постоянно ощущаемом индивидом напряжении, сниженном настроении с неуверенностью в себе, чувством несчастливости, заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неуспеха, низкой мотивацией достижения успеха. 5-я шкала по-разному влияет на тип реагирования в мужских и женских профилях, а 8-я приобретает разные значения в зависимости от остальных показателей профиля.
Успешность социальной адаптации - это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды. Абсолютно уравновешенная, гармоничная личность сличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требовании среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка выпадает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс. Это основное отличие между конкордантной и дискордантной личностью: у последней внешние атрибуты нормативною поведения скрывают внутреннюю напряженность.
Цена, которую "платит" личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой.
Если "Я" индивида разрушается давлением социума и не происходит самореализация личности (не удовлетворяются потребности, не реализуются способности), то происходит невротизация, отражающаяся в профиле преобладанием гипотимных, тормозимых черт. Если же баланс нарушается в связи с ослабленным самоконтролем в сторону спонтанной самореализации, то столкновение интересов самоутверждающейся личности с требованиями социума находит свое отражение в поведенческих реакциях, проявляющихся в профиле преобладанием гипертимных признаков Цена этого дисбаланса в основном оплачивается трудностями социума. Если и тог и другой механизмы удержания баланса задействованы одновременно, то мы наблюдаем реализацию психосоматического механизма, проявляющегося физическими расстройствами разного рода. Для удобства целостной интерпретации профиля следует сгруппировать шкалы таким образом, чтобы по ведущим пикам можно было сперва определить обобщенно основной тип реагирования, а затем уже на основании значений шкал выявить индивидуально-личностные особенности и уровень адаптированности обследуемого. 2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реагирования и свидетельствуют о преобладании тормозимых черт характера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляются конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. В любом профиле, отражающем реакцию личности на психотравмирующую ситуацию, конфигурация с ведущими шкалами гипостенического регистра выявляет невротический вариант дезадаптации или декомпенсацию личности в сторону усиления тормозимых реакции. 4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт (рис. 3).
Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и о противодействии влиянию среды. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Это может быть конфликтное поведение, неконформность, авторитарность и стремление к доминированию, повышенное чувство независимости и отталкивание от навязываемых авторитетов (в том числе проблемы пубертатного периода). Высокие показатели гиперстенического профиля могут также отражать проблемы алкоголизма, наркомании, делинквентного поведения.
Сочетание разнонаправленных тенденции, т. е. пока за "елей как гипо-, так и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакции В этом случае оказываются перекрытыми каналы как невротическою, так и поведенческого отреагирования. что сказывается на общем перенапряжении и проявляется соматизацией внутреннего конфликта, т. е. психосоматическим вариантом дезадаптации, мишенью которой окажется наиболее слабое звено той или иной функциональной системы организма человека.
Показатели 1-й и 3-й шкал уже несут в себе характеристики смешанного типа реагирования, независимо от остальной структуры профиля, так как они отражают проблему подавленной враждебности. Их присутствие в профиле, как правило, выявляет смешанный тип реагирования, а другие показатели профиля -лишь дополни тельная информация Определив надежность полученных данных и тот ракурс, который позволяет через призму выявленных у испытуемого установок рассматривать сам профиль, после того как выявлен общий тип реагирования, следует обратить внимание на степень адаптированности личности. Утопленный профиль может быть результатом неискренности ответов (об этом скажут шкалы достоверности), но может также свидетельствовать об определенной гипоэмотивности испытуемого, о вялости его реакций, о сниженном уровне мотивации достижения, о суженом диапазоне интересов.
Нормальная, гармоничная личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравновешены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разнонаправленных тенденций при повышенных показателях, что создает почву для определенной напряженности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметными или проявляться крайне редко. Поэтому в профиле, который находится на верхней границе нормы или слегка его превышает, выявляется пограничное между нормой и патологией состояние - будь это повседневные трудности акцентуированной личности или заострение личностных особенностей в объективно сложной ситуации.
Понимание стоящих за этими показателями проблем должно опираться на соотношение шкал, выявляющих гипостенический, стенический или смешанный тип реагирования, на характеристики разных шкал и их взаимное влияние друг на друга, усиливающее или ослабляющее стоящие за ними тенденции. В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интересуют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживании обследуемого.
При интерпретации профиля психологи не должны ставить в тупик противоречивые данные, связанные с равновысокими показателями шкал противоположного значения. Если в норме сбалансированность достигается тем, что каждая индивидуально-личностная тенденция уравновешивается столь же умеренно выраженной антитенденцией, то при затрудненной адаптации компенсация достигается тем, что сильно выраженной, акцентированной ведущей тенденции противопоставляется антитенденция как защитная, компенсаторная реакция. Настоящая дезадаптация происходит тогда, когда ведущая, резко усиленная тенденция не уравновешивается, не компенсируется антитенденцией. Чем более выражены пики и чем меньше сопутствующие подъемы шкал, отражающих противоположные данному пику тенденции, тем больше оснований говорить об устоявшейся структуре отношения испытуемого к сложившейся ситуации, о хронически протекающей психической дезадаптации, а также о дефиците компенсаторных ресурсов личности. Напротив, плавающий профиль, в котором большинство показателей шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса, в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на нивелировку дезадаптации. И хотя при этом психическая напряженность увеличивается, прогностически такой профиль более перспективен в плане нормализации состояния, особенно если речь идет о психогенных пограничных расстройствах. В любом случае диагностические аспекты оценки состояния должны базироваться на лонгитюдных данных, т. е. на сравнительном анализе повторных исследований по тесту СМИЛ. Еще большую объективность для решения диагностических вопросов дает сравнительный анализ данных комплексного исследования с использованием других методик, в том числе - традиционных экспериментально-психологических, дающих нам представление о состоянии мыслительных функции исследуемого индивида.
В то же время умеренно повышенные профили (65Т-75Т), сочетающие в себе разнообразие шкал, отражающих выраженность разнонаправленных тенденции, могут быть результатом невротического (если преобладают шкалы гипостенического регистра) или патохарактерологического (если превалируют стенические признаки) развития. При этом повышения, сопутствующие ведущим пикам, являются отражением компенсаторной напряженности вторичных защитных механизмов. Все эти нюансы становятся интересными для тех специалистов, которые уже имеют опыт работы с данной методикой.
Интерпретация полученных данных в известной степени подлежит обсуждению с испытуемым или с теми лицами, от которых зависит судьба испытуемого. При этом необходимо помнить, что любая на первый взгляд лестная характеристика, также как и излишне суровые эпитеты, представляют собой достаточно однобокую интерпретацию того или иного феномена. Каждое личностное свойство диалектично и отражает как "лицевую", так и "обратную сторону медали", т. е. личностного портрета. Характеристики, выявляемые той или иной шкалой, несут в себе разную смысловую нагрузку и по-разному могут рассматриваться как в контексте межличностных отношении, так и в сфере профессиональной деятельности. Упрямство и педантизм несут в себе одновременно такие позитивные качества, как устойчивость интересов и соревновательность; повышенная тревожность наряду с робостью в принятии решении проявляется совестливостью и эмпатийностью в отношениях с окружающими и т. д.
В связи с этим, при интерпретации следует обратить особое внимание на то, чтобы описание профиля не носило явно оценочного характера, т. е. не выглядело как отзыв о плохих и хороших качествах индивида и не повредило человеку в глазах окружающих.
Человек никогда не бывает плох или хорош в зависимости лишь от того, какой у него тип нервной деятельности - сильный или слабый, или от того, какой у него стиль когнитивной или поведенческой активности - холистический, коммуникабельный, или формально логический, интровертный. Люди просто разные, а плох человек или хорош - это категория ситуативной оценки его действий окружающими, которая целиком зависит от морально-нравственных установок социума, сложившихся культурно-исторических ценностей конкретной группы населения. Вне этих условий человек такой, какой он есть, и у него (за исключением грубой патологии) нет намерений творить зло другим людям. Если он это делает, то, чаще всего, защищая свои интересы, чем и оправдывает свои плохие поступки и высказывания, болезненно и негативно воспринимая критику в свой адрес. Чем эгоистичнее поступает человек, тем чаше и сильнее он рискует ущемить интересы других людей.
Невольно вспоминаются строки из дневника юной Анны Франк. Жертва фашистского геноцида, она погибла в одном из концентрационных лагерей во время. Второй мировой войны. Трагичность се жизни трудно преувеличить. И тем не менее она писала: "Несмотря ни на что, я все-таки верю, что люди в глубине души действительно добры". Нередко стеничность. перерастающая в агрессию и проявляющаяся в жестких поступках или высказываниях, является проявлением гиперкомпенсаторных реакций по-своему несчастливого человека. При этом люди редко задумываются над тем, что их жесткость зачастую может проявляться в отношении ни в чем не повинных людей как неотреагированная защитная реакция на обиду, исходящую из совсем другого источника. Следует всегда иметь в виду, что у каждого "плохого" человека внутренняя картина собственного "Я" - позитивная, а своим плохим поступкам он всегда находит оправдание. Если же картина "Я" сводится к образу "плохого" или "никчемного" человека, то такие переживания могут привести к аутоагрессии, т. е. к суицидальным тенденциям. Для плодотворного сотрудничества с обследуемыми (а именно это необходимо психологу для того, чтобы его работа приносила позитивные результаты и профессиональное удовлетворение) в процессе обсуждения полученных результатов нужно соблюдать следующее непреложное правило: необходимо сохранять достаточно высокую самооценку человека, так как это непременное условие его нормального существования. Так утверждал известный всему миру гуманностью своего подхода психотерапевт Карл Роджерс. Это подтверждается и накопленным в отечественной психологии опытом. При этом следует помнить, что завышенная, но неустойчивая самооценка импульсивных, возбудимых акцентуантов или психопатических личностей также подчиняется общему правилу, ибо за этим часто скрывается неуверенность в себе и неумелая попытка скрыть собственные комплексы, а агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер. Даже у человека, портрет личности которого по данным СМИЛ характеризуется ведущими тревожно-депрессивными и интровертными особенностями и выглядит как тоскливая жалоба и призыв о помощи раздавленного обстоятельствами, не верящего в себя несчастного неудачника, склонного к самоуничижению, декларирующего готовность к суициду, всегда теплится затаенная надежда. Он надеется на реставрацию своего "Я", на повышение социального статуса и возврат позитивной самооценки, которая на самом деле существует и, как поплавок, выталкивает тонущий конструкт личности вверх. Иначе, зачем бы он жаловался, к кому бы взывал о помощи, если бы был полностью уверен в своей никчемности и ни на что не надеялся?
Этика психологического исследования предусматривает, что полученные данные должны служить интересам обследуемого человека и не приносить ему вреда. В противном случае, доверие, проявленное обследованным лицом по отношению к психологу, не будет оправдано или окажется полностью подорвано, а сама психология в глазах людей дискредитирована.
Психодиагностика - тонкое и обоюдоострое оружие, она многое может - потому и необходима, но потому же и опасна. Только тот, кто ответственно относится к непрерывному повышению своего профессионального мастерства, строг и требователен к себе и другим при выборе не только инструмента тестирования, но и средств реализации его эффекта, способен по-настоящему помочь людям и удостоиться чести носить имя "инженера человеческих душ".
При самой искусной интерпретации следует помнить, что, помимо сопутствующих любому исследованию 10% недостоверных профилей, в которых мотивационные искажения определяются шкалами достоверности, как правило, встречаются не менее 5% формально достоверных, но, благодаря хитроумию обследованных, недостаточно искренних или надуманных профилей, звучащих в известном смысле диссонансом по отношению к данным других психологических методик и наблюдаемой объективной реальности. Такие профили могут встречаться при обследовании лиц с достаточно высоким интеллектом в ситуации, когда результаты тестирования могут иметь особую значимость для их дальнейшей судьбы.
Следует обратить особое внимание на сочетание объективно имеющихся проблем с симулятивными тенденциями. Такие профили встречаются при сюрсимуляции. Это тенденция к симуляции у человека с уже имеющейся психической патологией, которую он не признает или относится к ней без достаточной критики. Однако в силу защитных тенденции у него достает известной степени сохранности, чтобы притворяться больным в рамках его представления о том или ином заболевании. При этом в контурах профиля можно усмотреть нарушения закономерностей декларируемой патологии. Так, реально переживаемое состояние психогенного стресса, отраженное в профиле в виде признаков, соответствующих по остроте характеристикам эмоционально сохранной личности, при попытке симулировать шизофрению может переплетаться с искусственно вкрапленными показателями эмоциональной холодности, аутичности, нарушенного восприятия. И наоборот: признаки личностных изменений, характерные для шизофрении, могут сочетаться с декларируемой избыточной тревожностью, депрессивной симптоматикой, ипохондричной сосредоточенностью на мнимых физических расстройствах.
Учитывая характер требования вербальных методик, следует всегда помнить о том, что они могут спровоцировать у испытуемого достаточно изощренную защитную реакцию на процедуру обследования. Поэтому, опираясь на данные только методики СМИЛ (или другого варианта MMPI), не следует рассчитывать более чем на 75%-ную достоверность. Надежность психологического тестирования повышается, если используется батарея тестовых методик. Особенно эффективно использование вербальных методик в сочетании с невербальными. Не все из них являются достаточно формализованными и стандартизированными, но психологическое исследование всегда было и останется в известной степени искусством, а методика - всего лишь инструмент, который только в умелых руках способствует созданию образа личности. В то же время строгая стандартизация, увеличивая надежность метода, одновременно уменьшает зону исследовательского поиска, оставляя за рамками эксперимента значительное количество вариаций личностных паттернов, не вошедших в структуру математической модели методики. Прекрасным дополнением к тесту СМИЛ, в основном раскрывающим внутреннюю картину индивидуального "Я", являются: метод портретных выборов МПВ, основанный на модификации теста восьми влечении Сонди, метод цветовых выборов МЦВ (адаптированный восьмицветовой тест Люшера), а также рисованный апперцептивный тематический тест PAT (модификация Тематического апперцептивного теста Мюррея).
Наименее устойчивы индивидуально-личностные характеристики детей и подростков. Недостаточно контролируемы в силу избыточной эмотивности некоторые особенности, отражающие амбициозность и самонадеянность у 16-20-летней молодежи. Поэтому данные методики СМИЛ, обрисовывающие достаточно объективную картину осознаваемого "Я" человека, необходимо сопоставлять с тем, что обнаружат невербальные тесты, направленные на выявление неосознаваемых тенденций. Однако, получив такой многосторонний портрет индивидуально-личностных свойств, вправе ли мы считать полностью изученной сложную структуру того, что в целом мы называем словом личность? В этот момент становится как никогда актуальным тот аспект психической индивидуальности, который напрямую связан с усвоенным социально-историческим опытом своего этноса, своего социального окружения и тех морально-нравственных критериев, которые являются основой любого конкретного сообщества. При индивидуально обусловленном тропизме к тем или иным видам деятельности, к определенным ценностям и к кругу общения человек реально может обратиться лишь к тем из них, которые ему доступны, о которых ему что-либо известно, которые его окружают. С учетом интериоризированных социальных установок и культурно-исторического опыта, почерпнутых индивидом в его окружении, психолог формирует целостную картину личности.
Многие современные ученые отрицают возможность включения в структуру личности ее адаптивных реакций. Однако именно адаптация к реальным условиям окружающей среды и формирует личность, выявляя ее индивидуальный стиль. Сперва это лишь примитивные реакции защитного характера, проявляющиеся как свойства врожденного темперамента. Затем набор привычных форм реагировании во взаимодействии с ближайшими окружением формирует характер. Уже на этом уровне развития личности задействованы индивидные свойства - индивидуальный стиль познавательной деятельности, мотивации эмоций и межличностного поведения, т. е. те базовые свойства личности, обусловливающие индивидуальность человека, которые мы называем ведущими тенденциями. Более высокие уровни личности и социальная направленность человека также формируются и закаляются в борьбе за собственную самореализацию с сопротивляющейся окружающей средой независимо от того, какая общественная формация структурирует тот социум, в котором живет конкретный человек. При этом адаптивные механизмы, проявляющиеся как динамичный индивидуально очерченный паттерн личности, составляют форму проявления личности в разных ситуациях. Содержательная сущность личности - иерархия ценностей, образовательный уровень, профессиональная и общественная деятельность - также в значительной степени зависит от тех стилевых индивидуально-личностных характеристик, которые представители фундаментальных подходов в психологии несколько пренебрежительно относят сугубо к категории эмоционально-динамических свойств.
Формализованные данные психодиагностического исследования методом СМИЛ достаточно четко обрисовывают тот базисный паттерн, ту канву психологической сущности человека, по которой судьба вышивает свои сложный узор Но сколько бы ни наслаивались на типологическую основу воспитание, социальные ограничения, влияние окружения и культуры этноса, индивидуальный стиль реагирования пронизывает все виды человеческой активности Особенно ярко индивидуальный стиль проявляется в той ситуации, которая данной личностью воспринимается как угроза для собственной жизни или собственного достоинства."
рассылочка
Прислал OZ.BY:
463 новые книги. Вот 2 лучших из них для Вас.
Наталия Правдина
Календарь любви и счастья 2009 (Издательский дом Наталии Правдиной)
Наступление Нового года - замечательный повод и отправная точка для начала новой жизни. "Календарь любви и счастья 2009" станет вашим незаменимым помощником на целый год. День за днем, месяц за месяцем вы будете постигать психологию счастья и постепенно изменять свою жизнь к лучшему.
1 636 руб.
в корзину
Тарас Проценко
Как сохранить мозг здоровым (АСТ-Пресс Книга. 1000 советов от газеты Комсомольская правда)
Головные боли, головокружение, ухудшение памяти, чувство усталости... "Выспимся - и все пройдет", - часто думаем мы. Однако отдых не всегда помогает. Ведь причиной недомогания может являться и нарушение в работе мозга. Как распознать первые симптомы? Какие бывают заболевания мозга?.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС - Где я спалилась????
463 новые книги. Вот 2 лучших из них для Вас.
Наталия Правдина
Календарь любви и счастья 2009 (Издательский дом Наталии Правдиной)
Наступление Нового года - замечательный повод и отправная точка для начала новой жизни. "Календарь любви и счастья 2009" станет вашим незаменимым помощником на целый год. День за днем, месяц за месяцем вы будете постигать психологию счастья и постепенно изменять свою жизнь к лучшему.
1 636 руб.
в корзину
Тарас Проценко
Как сохранить мозг здоровым (АСТ-Пресс Книга. 1000 советов от газеты Комсомольская правда)
Головные боли, головокружение, ухудшение памяти, чувство усталости... "Выспимся - и все пройдет", - часто думаем мы. Однако отдых не всегда помогает. Ведь причиной недомогания может являться и нарушение в работе мозга. Как распознать первые симптомы? Какие бывают заболевания мозга?.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС - Где я спалилась????
Подписаться на:
Сообщения (Atom)