В книге Дэрила Шарпа, подобное состояние описывается следующим образом:
Мужчины и женщины среднего возраста, которые всегда были удовлетворены жизнью, не имели проблем с работой, некоторые из них были женаты или замужем и имели детей, но однажды внезапно ощутили, что все это совершенно утратило для них смысл.
Занимаясь самокопанием, они испытывают мучительные страдания. Им не дают покоя мрачные, подозрительные мысли и фантазии.
Самым заметным и потенциально ценным симптомом является внутренний конфликт. Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным. Борьба, связанная с таким восстановлением - это путь к индивидуации.
Индивидуация - это процесс, обусловленный стремлением к архетипическому идеалу целостности. Если бы мы знали, что для нас "правильно", каков наш "истинный" путь, то жили бы в полной внутренней гармонии, в мире с самим собой. Такой является наша цель, по сути, для нас недостижимая, но сама привлекательность этой цели часто заставляет человека слепо верить в ценность и необходимость процесса, который ведет к ее достижению.
Юнг сказал:
"Цель важна лишь как идея: здесь существенным является сам opus (работа над собой), которая ведет к этой цели; именно она и является жизнью".
Иными словами, цель индивидуационного процесса - не преодолеть свои психологические возможности для достижения совершенства, а максимально познать собственную психологию.
Перед тем, как познавать что-то еще, человек должен сначала познать себя. Только когда он познал себя изнутри, он увидит, куда должен двигаться дальше по пути, которому следовал. Тогда ему в жизни потребуется сделать передышку, а сама его жизнь обретает смысл.
Делая выводы на основании собственного опыта, а также на основании большого количества проведенных интервью и работы с клиентами, в большинстве случаев наблюдается зависимость между определенными параметрами формирования кризиса и условий, взаимоотношений человека в детстве. Одно остается неизменным практически у всех. В какой бы семье не рос человек, какой бы метод воспитания не использовала его семья, каждому хочется быть принятым. Людям интересен путь исследования, осознания своих потребностей, но страх быть непринятыми, останавливает и парализует.
Приведу выдержку из книги Шарпа:
Юнг был убежден, что во время психологического кризиса содержание бессознательного автоматически активируется, чтобы компенсировать одностороннюю установку сознания. Это относится к любому возрасту, но совершенно необязательно, что в первой половине жизни человек сталкивается с проблемой, которую Юнг называл проблемой противоположностей - различием между сознательными установками Эго и динамикой бессознательного.
По мнению Юнга, у молодых людей проблемы "обычно возникают из-за конфликта между силами, существующими в реальности, и неадекватной, инфантильной установкой, которая рационально объясняется аномальной зависимостью от реальных или воображаемых родителей". В таких случаях терапия обычно заключается в переносе родительских образов на более подходящие фигуры и в постоянной работе, связанной с развитием сильного Эго.
Но развитие людей, находящихся в среднем возрасте, "уже не связано с разрывом инфантильных связей, разрушением инфантильных иллюзий и переносом детских образов на новые фигуры: оно происходит через разрешение проблемы противоположностей". А значит, в таких случаях исключительно важно сдерживать напряжение, порождаемое внутренним конфликтом; это становится возможным лишь в том случае, если уже сформировалось сильное Эго.
Те процессы, которые я наблюдала у себя и у моих клиентов, нельзя полностью отнести к проблемам или молодых людей, или людей среднего возраста, это нечто среднее, имеющее и те, и другие признаки. И хотя Шарп в своей книге, не указывает возраст кризиса среднего возраста, создается впечатление, что речь идет о людях, после 40 лет. Однако, проводя свои исследования и интервью, я столкнулась с тем, что кризис "помолодел", в связи со скоростными изменениями в бизнесе и жизни. И уже после 28 лет, мужчины и женщины, сталкиваются с состоянием серьезного внутреннего конфликта. В связи с этим, я стала называть этот кризис - кризисом зрелости или взросления.
Ниже кратко описаны психологические явления, которые можно наблюдать у человека в ходе кризиса среднего возраста (кризиса зрелости).
1. Затруднения в адаптации. Затруднения в прогрессии энергии.
2. Регрессия либидо (депрессия, отсутствие свободной энергии).
3. Активизация содержания бессознательного (инфантильных фантазий, комплексов, архетипических образов, подчиненной функции, противоположной установки, тени, анимы/анимуса и т.п.).
4. Формирование невротических симптомов (смятения, страха, тревоги, плохого настроения, эмоциональных реакций и т.п.).
5. Бессознательный или полуосознанный конфликт между Эго и активизированным содержанием бессознательного. Внутреннее напряжение. Защитные реакции.
6. Активизация трансцендентной функции, включающей в себя Самость и архетипические паттерны целостности.
7. Формирование символов (нуминозность, синхронизм).
8. Обмен энергией между содержанием бессознательного и сознанием. Расширение диапазона действия Эго, более адекватная прогрессия энергии.
9. Интеграция содержания бессознательного. Процесс индивидуации.
"Подлинное решение проблемы, - пишет Юнг, - проходит только изнутри, и только из-за появления у человека другой установки".