У планеты Марс есть два спутника: Фобос (греч. φόβος - страх) и Деймос (греч. Δείμος - ужас).
(Это у меня в задании по психологии вопрос, в чем сходство Марса и нашей книги?) :)
вторник, 7 апреля 2009 г.
Младенца воспитывать нельзя
В первых постах я постараюсь обрисовать свою позицию по некоторым вопросам, чтобы те, кому такая позиция не близка, время не тратили моё и своё.
А потом более практические вещи будем разглядывать. :)
Сегодня - о младенцах.
Сначала - одна картинка, которая проиллюстрирует то, о чем я хочу сказать, а потом немножко текста.
В моей жизни был такой период, когда мне пришлось поработать в палате брошенных малышей.
Практически все детки были с видимыми патологиями (мне пояснили, что у нас тогда Горно-Алтайская автономная область входила в состав Алтайского края, и у них находился краевой детский дом для детей-инвалидов, а они как раз собрались отделяться, объявили свою автономию, и малышей из-за бюрократических всяких сложностей держали в больнице очень подолгу. А я на медсестру училась, и у нас была практика по педиатрии).
Я тогда никакого представления о детской психологии не имела, в психологию младенцев вообще не верила, и просто от нечего делать наблюдала за детьми.
Сейчас, разумеется, я совсем по-другому вижу этот свой опыт, и выводы делаю другие.
И к этому своему периоду в жизни я буду иногда возвращаться.
Так и вот.
Была там одна девочка. С очень серьезной патологией - тяжелой степенью гидроцефалии. Голова ребенка весила больше всего остального тела раза в два, ребенок был совершенно слепой и глухой.
Все время она издавала стонущие такие звуки, к которым все уже привыкли и внимания не обращали.
Девочке было около полутора лет.
Патология была врожденной, и, разумеется, ни о каком развитии и обучении речи там даже не шло.
Мне, как любому нормальному человеку, девочку было очень жаль, и я часто ее разглядывала и удивлялась тому, какой красавицей ей суждено было быть, если бы не этот сбой в маминой беременности.
Огроменные синие глаза, алые губки, черты лица восхитительные просто.
И я стала каждый раз, подходя к ней, гладить ее по ручке.
Просто чтобы выразить как-то свое сочувствие и жалость.
Девочка затихала, замирала, для нее это были ощущения необычные (брошенных малышей вообще стараются не ласкать и на руки не брать, кормят, подложив свернутую пеленку, и на нее кладут бутылочку, то есть рук такие дети в большинстве случаев практически не знают, и этому есть логическое объяснение, увы).
Буквально через пару дней в палате что-то изменилось.
Мы не сразу отследили, заметила техничка, которая полы мыла.
"Ты гляди-тко, - пробурчала она, - эта наша красавица-то чует тебя! Не гляди, что башка не соображает."
И тут стало ясно, ЧТО изменилось.
Было тихо.
Девочка ЧУВСТВОВАЛА, что я вошла в палату. И затихала. Ждала, когда подойду.
Она меня не слышала - это однозначно.
У нее, видимо, в качестве компенсации, развилось вот это ощущение - чувствовать на расстоянии.
Я специально многократно убеждалась - да, это было именно так.
Как только я входила (тихо-тихо, беззвучно) в палату, девочка прекращала стонать. И замирала. И ждала.
Тогда я особо не заморачивалась по этому поводу - так, поудивлялись все и успокоились.
А сейчас я понимаю, что этот случай - доказательство того, насколько мозг маленького ребенка пластичен.
Вот задумайтесь: если уж совершенно больной мозг младенца "научился" приспосабливаться к обстоятельствам и получать жизненно необходимую ребенку информацию (ведь в данном случае ребенок мог воспринимать только осязанием, и дефицит этих осязательных ощущений был настолько острым, что ребенок начал источник этих ощущений чувствовать на расстоянии), то каковы возможности впитывания информации у мозга здорового младенца?
И насколько велика вероятность того, что мы вложим в этот мозг установки, которые лягут в основу личности ребенка и которые затем невозможно будет "переустановить"?
Очень велика.
Поэтому я смею утверждать, что когда у вас появился ребенок, - не торопитесь его воспитывать и обучать. Как минимум на год лучше отложить этот процесс.
Более того, НЕЛЬЗЯ его воспитывать пока.
У маленького ребенка сознание как таковое спит. И он обучается и "воспитывается" исключительно через восприятие.
Он не способен анализировать на уровне сознания все, что видит, слышит и чувствует. Он только воспринимает. И все эти ощущения у него складываются в некую картину мира.
Эта картинка - целостная. И будет оставаться такой довольно долгое время.
То есть, по сути, на первом году родители передают ребенку образ мира, на который потом ляжет все остальное.
И вот этот базис будет сложно впоследствии изменить именно потому, что он ложится абсолютно без фильтров и без сопротивления.
О том, что можно и нужно делать для развития малыша, мы обязательно поговорим. И методики раннего развития, которые подразумевают работу с детьми с первых месяцев жизни, разберем по косточкам.
А пока прочитайте следующий пост и попробуйте ответить на мои вопросы.
А потом более практические вещи будем разглядывать. :)
Сегодня - о младенцах.
Сначала - одна картинка, которая проиллюстрирует то, о чем я хочу сказать, а потом немножко текста.
В моей жизни был такой период, когда мне пришлось поработать в палате брошенных малышей.
Практически все детки были с видимыми патологиями (мне пояснили, что у нас тогда Горно-Алтайская автономная область входила в состав Алтайского края, и у них находился краевой детский дом для детей-инвалидов, а они как раз собрались отделяться, объявили свою автономию, и малышей из-за бюрократических всяких сложностей держали в больнице очень подолгу. А я на медсестру училась, и у нас была практика по педиатрии).
Я тогда никакого представления о детской психологии не имела, в психологию младенцев вообще не верила, и просто от нечего делать наблюдала за детьми.
Сейчас, разумеется, я совсем по-другому вижу этот свой опыт, и выводы делаю другие.
И к этому своему периоду в жизни я буду иногда возвращаться.
Так и вот.
Была там одна девочка. С очень серьезной патологией - тяжелой степенью гидроцефалии. Голова ребенка весила больше всего остального тела раза в два, ребенок был совершенно слепой и глухой.
Все время она издавала стонущие такие звуки, к которым все уже привыкли и внимания не обращали.
Девочке было около полутора лет.
Патология была врожденной, и, разумеется, ни о каком развитии и обучении речи там даже не шло.
Мне, как любому нормальному человеку, девочку было очень жаль, и я часто ее разглядывала и удивлялась тому, какой красавицей ей суждено было быть, если бы не этот сбой в маминой беременности.
Огроменные синие глаза, алые губки, черты лица восхитительные просто.
И я стала каждый раз, подходя к ней, гладить ее по ручке.
Просто чтобы выразить как-то свое сочувствие и жалость.
Девочка затихала, замирала, для нее это были ощущения необычные (брошенных малышей вообще стараются не ласкать и на руки не брать, кормят, подложив свернутую пеленку, и на нее кладут бутылочку, то есть рук такие дети в большинстве случаев практически не знают, и этому есть логическое объяснение, увы).
Буквально через пару дней в палате что-то изменилось.
Мы не сразу отследили, заметила техничка, которая полы мыла.
"Ты гляди-тко, - пробурчала она, - эта наша красавица-то чует тебя! Не гляди, что башка не соображает."
И тут стало ясно, ЧТО изменилось.
Было тихо.
Девочка ЧУВСТВОВАЛА, что я вошла в палату. И затихала. Ждала, когда подойду.
Она меня не слышала - это однозначно.
У нее, видимо, в качестве компенсации, развилось вот это ощущение - чувствовать на расстоянии.
Я специально многократно убеждалась - да, это было именно так.
Как только я входила (тихо-тихо, беззвучно) в палату, девочка прекращала стонать. И замирала. И ждала.
Тогда я особо не заморачивалась по этому поводу - так, поудивлялись все и успокоились.
А сейчас я понимаю, что этот случай - доказательство того, насколько мозг маленького ребенка пластичен.
Вот задумайтесь: если уж совершенно больной мозг младенца "научился" приспосабливаться к обстоятельствам и получать жизненно необходимую ребенку информацию (ведь в данном случае ребенок мог воспринимать только осязанием, и дефицит этих осязательных ощущений был настолько острым, что ребенок начал источник этих ощущений чувствовать на расстоянии), то каковы возможности впитывания информации у мозга здорового младенца?
И насколько велика вероятность того, что мы вложим в этот мозг установки, которые лягут в основу личности ребенка и которые затем невозможно будет "переустановить"?
Очень велика.
Поэтому я смею утверждать, что когда у вас появился ребенок, - не торопитесь его воспитывать и обучать. Как минимум на год лучше отложить этот процесс.
Более того, НЕЛЬЗЯ его воспитывать пока.
У маленького ребенка сознание как таковое спит. И он обучается и "воспитывается" исключительно через восприятие.
Он не способен анализировать на уровне сознания все, что видит, слышит и чувствует. Он только воспринимает. И все эти ощущения у него складываются в некую картину мира.
Эта картинка - целостная. И будет оставаться такой довольно долгое время.
То есть, по сути, на первом году родители передают ребенку образ мира, на который потом ляжет все остальное.
И вот этот базис будет сложно впоследствии изменить именно потому, что он ложится абсолютно без фильтров и без сопротивления.
О том, что можно и нужно делать для развития малыша, мы обязательно поговорим. И методики раннего развития, которые подразумевают работу с детьми с первых месяцев жизни, разберем по косточкам.
А пока прочитайте следующий пост и попробуйте ответить на мои вопросы.
Шаблоны счастья
Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души.
Кто из нас не задавался вопросом, что такое счастье? Как достичь счастья? Как сохранить ощущение счастья? И что это такое СЧАСТЬЕ?
Ясно и понятно, что счастье индивидуально и разные люди испытывают ощущения счастья в разные моменты своей жизни, при разных событиях и обстоятельствах.
А вот почему невозможно испытывать счастьекаждую минуту, каждое прожитое мгновенье и почему счастье индивидуальное постараемся сегодня разобраться.
Если окунуться в психологию, то там есть ответ на этот вопрос. И все настолько просто и легко объясняется, что в это сложно поверить.
Каждый человек в процессе своей жизни так или иначе формирует свои собственные взгляды на жизнь, принципы и правила, на основании которых он принимает решения, делает выбор, разделяет на добро и зло. Так было всегда.
Так вот, каждый человек благодаря своей способности все разделять, запоминать принимает решения в каких ситуациях он может быть счастливым, а какие события должны принести состояния горя, скуки, злости и т.д.
И когда мы находимся в так называемом состоянии Счастья, предрешенным нашим умом, мы судорожно держимся за момент жизни, который рано или поздно перетекает в следующий этап (уж такова жизнь.) И вот это случает и счастье начинает ускользать из наших рук. Мы знаем, что сейчас мы счастливы, а то что начинает происходить в наших шаблонах на счастье совсем не похоже и мы страдаем от этого, хотя на самом деле жизнь не перестает быть лучше или хуже, происходящие события тоже имеют на право приность вам радость, если вы это позволите.
Приведу пример, Одна молодая женщина, выйдя за муж, имела представления о семейной жизни и о браке и ее шаблон был таков: любовь и счастье возможны, когда оба любящих друг друга людей мыслят и движутся в одном направлении, их увлечения похожи и т.д.
Прожив в счастливо в браке несколько лет, пришел момент, когда женщина начала активно работать над своим духовным развитием и ее взгляды начали стремительно меняться. Супруг же не стремился к развитию и росту и его вполне устраивала та жизнь, которую он вел. Все что раньше сближало (общение, взгляды, увлечения, времяпровождение) супругов перестало существовать, исчезли точки соприкосновения. Женщина имея стереотип счастливой семьи, описанный ваше, естественно начинает страдать, потому как все ее понимания семьи разрушены, как здесь можно быть счастливой.
Но стоит отказаться от шаблона счастья и позволить и трансформировавшимися отношениям в семье существовать, как появляется возможность ощущать счастье в любой ситуации.
Если счастье ускользает, задумайтесь какой шаблон перестал существовать и позвольте себе быть счастливыми в каждом моменте своей жизни.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)