среда, 22 июля 2009 г.

Неакадемическая профессия

Профессия бизнес-тренера сегодня привлекает многих. Еще бы, кому не понравится быть независимым, иметь высокие доходы, каждый день общаться с интересными людьми. Однако образ жизни тренера обманчив - за ним стоят годы железной дисциплины и напряженного труда. И - что очень важно - прежде чем наставлять других, нужно самому научиться многому.

Стать тренером, на самом деле, не так уж сложно. Для этого нужно просто объявить себя таковым, открыть сайт-визитку, сделать массовую рассылку предложений по электронной почте. Стоит весь этот пакет недорого, зато первые звонки с вопросами поступят уже на первой неделе ожидания. Гораздо труднее быть тренером, то есть наполнить профессию тем содержанием, которое могут предложить только высококлассные специалисты.

Конечно, в реальности тренеров-мошенников не так много. Гораздо больше тех, кто пришел в профессию, имея на то хоть какое-то основание. Например, психологический или педагогический факультет, бизнес-школу или хотя бы богатый опыт чтения и пересказа деловой литературы. Как правило, таких людей называют теоретиками и доверяют им проведение занятий по каким-то общим дисциплинам, то есть тренинги-лектории.

Беда в том, что освоить эту профессию в академическом вузе невозможно, потому что в государственном реестре ее попросту не существует. Тренерство является своеобразным приложением к бизнес-опыту человека, требует наличия определенных личностных качеств и зрелого мировоззрения. Готовят тренеров на специальных тренингах в учебных центрах, специализирующихся на оказании услуг в области краткосрочного образования. Пожалуй, это одна из немногих профессий, получить которую можно только в относительно зрелом возрасте.

Тренер, ты кто?

Потребность компаний в непрерывном обучении персонала сегодня такова, что количество людей, предлагающих тренерские услуги, растет стремительно. Однако сегодня, как и в начале 90-х годов, многие из них способны подтвердить свои компетенции исключительно записями в трудовой книжке, раздаточными материалами или - при наличии авторских разработок - методичками. В лучшем случае - иностранными сертификатами или аттестатами тех же академических вузов, предлагающих программы повышения квалификации с сильной психологической составляющей. Но современный бизнес предъявляет серьезные требования к характеристикам тренера. Сообразно этим запросам, как правило, и формируется структура тренингов для тренеров, которые в настоящий момент являются практически безальтернативным способом подготовки специалистов этого профиля.

Обычно тренинг для тренеров состоит из трех базовых блоков: личность, группа, шаблоны будущего курса (вплоть до создания готовой программы). Иногда рассматривается аспект маркетинга тренинговых продуктов, однако он по большей части включается в продолжающий курс. Но на первых порах новичок должен усвоить азы профессии, которые впоследствии можно регулярно совершенствовать на тех же тренингах для тренеров.

Личность тренера является таким же инструментом влияния на группу, как и его умение проводить, скажем, разогревающие упражнения. "А Вы сами-то продавали-руководили-презентовали?" - нередко приходится слышать при первом знакомстве с группой. Это сигнал о том, что кто-то из ее участников недоволен поведением ведущего. Таких "звоночков" может быть множество вплоть до демонстративного ухода участника с занятий. Клиент всегда "голосует ногами", приходя или уходя, а главным магнитом является фигура самого тренера. Именно поэтому на тренинге для тренеров уделяется большое внимание развитию личностных качеств и преимуществ будущего тренера.

Обычно в тренерство приходят из практики (продажи, управление), либо из смежных профессий (преподавание, психология). Опыт и образование, как правило, накладывает на человека неизгладимый отпечаток, который формирует определенные стереотипы поведения. Например, недавние школьные педагоги стремятся на первых порах учить группу, рассказывая, что "правильно", а что "неправильно". Психологи, пробуют раскрыть человека и "вылечить". И то и другое в бизнес-тренингах непозволительно, как следствие, психологов и учителей воспринимают настороженно. Однако при правильной подготовке все профессиональные "атавизмы" можно нейтрализовать или даже превратить в достоинства. Неслучайно среди самых известных российских тренеров можно встретить много бывших педагогов.

Еще один важнейший момент - настройка по целям и задачам, отработка ролевых ситуаций. В зависимости от фазы занятий (или даже кофе-брейка) тренер выступает в различных ипостасях: консультанта, модератора, наставника и т. д. К каждой из них он должен быть готов, иметь в запасе определенные упражнения, примеры, истории, речевые и поведенческие приемы. При этом важно держаться определенного курса, отсекая все побочные разговоры и сюжеты. Это важное умение обретается с годами практики, но закладывается в первую очередь на тренингах для тренеров.

Видеть целое

Что такое группа - единый организм или собрание индивидуальностей? Как только человек оказывается лицом к лицу с аудиторией, ответ на этот вопрос становится очень важным, поскольку от него зависит результат всего мероприятия. Иногда, ради сохранения лояльности со стороны наиболее активных визави, мы готовы часами беседовать, убеждать, доказывать. Иногда - наоборот, не замечаем отдельных реплик и высказанных вслух сомнений, полагая, что целое важнее частного. Впасть в крайность легко, особенно по неопытности. Правильный ответ таков: группа на "входе" состоит из 10-15 личностей, которые на "выходе" должны превратиться в единое существо. Вместе уставать, радоваться, переживать, думать. Для того, чтобы все эти действия люди стали делать сообща, тренер должен основательно постараться. На профессиональном языке это называется "управление групповой динамикой".

Еще один важный момент при групповой работе - умение определять достижимость поставленных целей. Например, корпоративный заказчик (как правило, это HR или руководитель подразделения) пожелал, чтобы его сотрудники овладели определенными навыками. В процессе подготовки тренер может выяснить ряд дополнительных обстоятельств, которые ставят под сомнение ожидаемые результаты. Или непосредственно в ходе занятий возникает нечто, мешающее полноценной реализации задуманного. Ситуация сложная, для принятия верного решения необходимо предвидеть последствия. Отрабатывать этот навык непосредственно на группе нельзя - можно навсегда распроститься с репутацией или заработать дурную славу авторитарного и недалекого человека. Тренинг для тренеров, будучи своеобразной творческой лабораторией, позволяет в спокойной среде приготовить себя ко всем опасностям профессиональной деятельности.

Прочная основа

Представьте себе, что вам необходимо сделать двухчасовую презентацию перед руководством, а тезисы у вас неподготовлены. Кошмар, ужас? Тренеру несколько проще; имея за плечами опыт, он может длительное время удерживать внимание аудитории анекдотами из корпоративной жизни, кейсами, играми на разогрев и сплочение. Это универсальные приемы, которые нравятся большинству участников, независимо от их статуса и положения. Однако бессистемность изложения материала и отсутствие вектора движения обязательно будут замечены. "Весело, но бессмысленно", - такова будет жесткая обратная связь по итогам мероприятия.

Умение составлять программу для тренинга - важнейшая компетенция тренера. Научиться этому без практики невозможно, однако, даже несколько лет опыта существования в профессии не гарантируют, что человек умеет правильно составлять методическую основу своих занятий. В больших образовательных центрах нередко существует специальная группа разработчиков, которые сами никогда не проводят занятий. Настолько это разные занятия. Тем не менее, в большинстве случаев тренер сам пишет методички, а при необходимости адаптации тренинга под определенный заказ вносит соответствующие изменения. В тренинге для тренеров мастерство написания подобных партитур выносится в отдельный блок.

Одна из ключевых ошибок начинающих тренеров - схематичность в изложении структуры занятия. Прописываются отдельные пункты, но содержательная часть отсутствует. Считается, что можно сориентироваться по ситуации. Сначала знакомство, потом игра на сплочение, потом мини-презентации участников, потом. Голая структура без содержания делает тренера беспомощным перед аудиторией и обстоятельствами. Кроме того, "каркас" тренинга, каковым является программа, обязательно должен быть рассчитан по времени. И, если на решение кейса отведено 15 минут, значит, на 16-й нужно переходить к обсуждению, каким бы увлекательным данное занятия не казалось участникам.

Не стоит забывать также, что программа является документом, то есть требует соответствующего оформления, внятности структуры и изложения всех ее положений. Краткий вариант программы (т.н. раздаточные материалы, "раздатка") получают участники тренинга, длинный служит основанием для обсуждения возможности проведения тренинга с заказчиком. Однако подробность и тщательная проработка деталей не должны лишать тренера пространства для маневра.

Как стать чемпионом

Подготовка тренера - процедура сложная и многогранная; за почти двадцатилетний период существования этой профессии в нашей стране выработалось определенное количество стандартов, которым обязательно нужно следовать. При этом нужно понимать, что квалифицированный тренер - это не столько человек, способный лично показывать определенные результаты в каком-то виде деятельности, сколько мастер, умеющий сформировать определенные навыки у окружающих. Здесь можно провести аналогию со спортом: не все выдающиеся чемпионы способны стать великими тренерами. Проблема в том, что личные достижения основываются на точном понимании ресурсов собственного организма и психики. Передать их вовне мы не можем, природа тренерства отлична от природы чемпионства. Однако раскрывать чужие таланты вполне реально, нужно только понимать, как это делается.

Пятнадцать-двадцать лет назад тренерами становились сильные, харизматичные личности, которые постигали на своем опыте все сложности профессии. Сегодня они готовы передавать свои знания для того, чтобы новое поколение тренеров было результативнее, динамичнее, интереснее. Именно для этого и были придуманы тренинги для тренеров. Подобрать для себя такой тренинг не так уж просто, хотя предложений достаточно. В первую очередь стоит обращать внимание на репутацию центра, на опыт самого ведущего, на длительность, отзывы предыдущих участников. Проведите предварительные переговоры с ведущим, посетите другой его тренинг, и убедитесь, что перед вами знающий и компетентный человек.

Вероятность того, что тренерская профессия станет академической невелика. Однако учиться, тем не менее, нужно, и желательно так, чтобы первый же проведенный вами тренинг был успешен. Помните, репутация - самое дорогое, что есть у тренера, неприятные новости расходятся мгновенно.

Автор : Ольга Паратнова

Статья размещена на сайте: b-seminar

Крест или плюс

Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. Веселым людям не приходит в голову бояться кого-либо, осуждать или завидовать. Они спокойно воспринимают любые точки зрения, даже диаметрально противоположные их собственным. Они наслаждаются каждым мгновением своей жизни, а значит, не стремятся навязать свои убеждения окружающим и не расстраиваются по пустякам. Если веселый человек не может что-либо изменить, он не терзает себя и близких упреками. Он с улыбкой меняет свое отношение к данному предмету или ситуации.

И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Но самое страшное даже не то, как они истязают ближних своих. В конце концов, ближний может, не мудрствуя лукаво, отвернуться, уйти, сбежать, самоустраниться... Подумайте только, что творится в их собственной душе...

Большинство людей считает, что если мысленно приготовиться к худшему - например, к провалу на экзамене или к поражению в состязаниях, - то перенести эти неприятности, если они действительно случатся, будет намного легче.

Однако это представление опровергается экспериментом, который был проведен психологами из Тихоокеанского университета Сиэтла (Seattle Pacific University) и Университета штата Вашингтон (University of Washington). В ходе эксперимента выявилось, что ожидание неприятностей не уменьшает разочарования от неудач, когда они происходят.

Сначала группе из 80 студентов предложили заполнить опросник, по которому определялся общий эмоциональный портрет человека - радостный или мрачный. Затем студентам дали возможность попрактиковаться на компьютере в решении средней сложности задач на подбор словесных ассоциаций. На основании этого опыта студентов просили оценить, насколько успешно они справятся со второй серией подобных заданий - уже без помощи компьютера.

В новой серии половина студентов получила немного более простые задания, а другой половине предложили более сложные задачи. По окончании тестирования студенты заполнили еще один опросник, проверяющий их эмоциональное состояние, - определялось, насколько обескураженными чувствуют себя те, кто допустил в тестах серьезные ошибки.

Неожиданно оказалось, что студенты, которые с самого начала не надеялись на хороший результат, чувствовали себя хуже тех, кто был уверен в успехе, но просчитался. А вот в тех случаях, когда результат был хороший, уровень положительных эмоций был примерно одинаковым, сообщает журнал Nature.

Исследователи считают, что реакция человека на неудачу определяется в основном его общим отношением к жизни, а не степенью готовности к конкретной ситуации. Оказалось, что старый совет "быть готовым к худшему" попросту не работает, а пессимистическая установка превращает человека в неудачника. Те же, кто уверен в успехе, даже при неудаче часто считают, что действовали в целом не так уж плохо.

Еще один опрос участников эксперимента показал, что пессимисты склонны винить в неудачных результатах теста себя и свои недостаточные способности. В этом проявляется их меньшая готовность к неудачам. Напротив, оптимисты не связывают полученные слабые результаты с самооценкой, что позволяет им легче пережить неудачу.

Итак... крест или плюс?

Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что все будет хорошо, а на убеждении, что не все будет плохо. (Дютур)

Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности (Уинстон Черчилль)

Пессимизм - это настроение, оптимизм - воля (Ален)

Теория оптимизма Селигмана

Наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман (Martin Seligman) - профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни.

С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление, так называемой, выученной беспомощности у животных и людей. Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать.

Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а неконтролируемость этих событий. Существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит - и на долголетие.

Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования "выученной беспомощности". В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма. Он предположил, что приобретенный в "борьбе с реальностью" оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям. Точнее говоря, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у "пессимистичных" персон, склонных к формированию выученной беспомощности.

Это навело Селигмана на размышления о том, можно ли посредством осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как "счастье", "оптимизм", "положительные эмоции".

По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

Именно через стиль атрибуции (объяснения) "просеивается" опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма - преувеличивается.

Определив, таким образом, ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма/пессимизма.

Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и на жизнь целых стран.

Оптимистичные люди, как показывают исследования, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.

Но нас сегодня эти все выкладки интересуют сугубо лично: а можно ли научиться оптимизму хроническому пессимисту? Оказывается можно,. что не может не радовать... оптимистов, по крайней мере... ну и тех, кому надоело "заседать в пессимизьме".

Даешь кресты в плюсы!

Обучение оптимизму начинается с того, что мы прислушиваемся к тому, как мы описываем хорошие и плохие вещи, происходящие с нами. Прислушайтесь - мы окружены пессимизмом, он просто повсюду! Ребенок говорит: "Петя не хочет играть со мной - я плохой!". От юноши мы слышим: "Я плохой футболист - мне в спорте ничего не светит", молодая мама скажет: "Мой ребенок такой непослушный, наверно, я плохая мать". Да и мы сами тоже частенько так говорим.

Но есть и другие высказывания: "Я сдал этот экзамен - я успешный студент!" или даже еще круче: "Оп-па, кажется, я провалил презентацию! Прекрасный опыт!"

Способ, которым мы обычно пользуемся при описании происходящих с нами событий, Селигман называет стилем интерпретации. Он выявил различие в том, как оптимисты и пессимисты описывают хорошие и плохие события в своей жизни. Пессимистичный спортсмен описывает свою спортивную неудачу, как нечто постоянное, более того, распространяющееся на все виды спорта. Мать думает, что капризы ребенка будут продолжаться вечно и списывает это на свою несостоятельность во всех аспектах материнства.

Забавно, что хорошие вещи, которые случаются иногда даже с пессимистами, объясняются ими как нечто случайное, временное и узко сфокусированное. Например, если у футболиста получается удачный пас, то (поскольку он пессимист) он считает это чистой случайностью, что в остальном у него все плохо, и такая удача уже не повторится.

Оптимисты поступают по-другому. Если кто-то провалил презентацию, то он вместо поражения может видеть в этом прекрасный опыт, который пригодится ему в будущем. Если студент хорошо справился с экзаменом, то он распространяет свой успех в будущее и на все сферы своей студенческой жизни: я это сделал - я отличный студент!

Если вкратце, то пессимист считает плохие вещи постоянными и распространяющимися буквально на все, а хорошие - временными и очень локальными. Оптимист - с точностью до наоборот.

Характеристики стилей мышления по Селигману

Оптимизм

Успехи

Приписываются себе: это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а), все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания).

Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране.

Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением.

Неудачи

Приписываются стечению обстоятельств: просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей.

Локально в пространстве: просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия.

Локально во времени: время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз.

Пессимизм

Успехи

Приписываются стечению обстоятельств: просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей.

Локально в пространстве: просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия.

Локально во времени: время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет.

Неудачи

Приписываются себе: это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а).

Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены.

Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением.

Согласно Селигману, у пессимистов есть возможность обучиться навыку оптимизма. Сделать это несложно, нужно начать с того, что делать СОЗНАТЕЛЬНО то, что у оптимистов получается ИНТУИТИВНО. Мыслите оптимистично! Делайте это как физические упражнения. По мере того, как эти упражнения будут получаться у вас все лучше, голос внутреннего пессимиста внутри вас будет все тише и тише.

Выявив отличия между оптимистами и пессимистами, Селигман дает нам возможность сделать выбор и определить курс своей жизни. И побороться есть ради чего, ведь исследования показывают, что у оптимистично настроенных людей лучше здоровье, они дольше живут и достигают большего успеха в жизни.

Но, самое главное, человек, привыкший относиться ко всему оптимистично, в каждый момент времени более счастлив, чем заядлый пессимист. А из этих моментов и строится наша жизнь. Стоит научиться оптимизму ради этого, как считаете?

Несколько практических рекомендаций

Каждый день ставьте перед собой только одну цель.

Ежедневно выделяйте время для полной релаксации - как минимум один раз в день и не менее 20 минут.

Всегда рассматривайте проблему, как минимум, с трех точек зрения. * Ежедневно берите на заметку все, что вас удивило.

Ежедневно старайтесь удивить тех, кто с вами работает.

Не только записывайте проблемы, но и визуализируйте их.

Включите все ваши органы чувств.

Ежедневно тем или иным образом включайте в свою жизнь музыку.

Сделайте так, чтобы ежедневно вы не меньше часа интенсивно занимались каким-то одним делом.

Время от времени нарушайте сложившиеся схемы.

Ежедневно совершайте 20-минутную прогулку.

Раз в год меняйте свой имидж.

Возьмите на вооружение принцип: "Утро вечера мудренее".

Хорошее настроение - вопрос тренировки. И начинать эту тренировку надо сразу с утра.

Утром

Утро - самое удачное время для беспокойства и депрессии, когда все представляется в самом мрачном и черном свете. Утром скорость обмена веществ незначительна, температура тела минимальна, а уровень содержания глюкозы в крови низок. Этот физический спад, обусловленный вашими внутренними часами, вносит значительный вклад в переживаемое многими чувство отчаяния и безнадежности. Наполеон однажды заметил, что еще ни разу не встречал солдата, "который бы отличался храбростью в три часа утра". Поэтому в следующий раз, когда проснетесь в приступе отчаяния, успокойте себя тем, что это состояние обусловлено, главным образом, биологически, и что днем вы почувствуете себя лучше и оптимистичнее.

Есть несколько простых правил, которые нужно просто запомнить и делать каждое утро, даже если поначалу будет трудно дышать от ненависти к будильнику.

1. Важно! Первое, что вы видите утром... Стопку бумаг и газет, грязную чашку, неубранные с вечера украшения? Или ваши глаза ласкают фотографии любимых людей в красивых рамочках, пейзажи или цветы в вазочке? Сделайте объект для первого утреннего взгляда максимально приятным для себя. 2. Начните день с приятных мыслей! Возьмите за правило в момент пробуждения подумать о чем-то хорошем - у каждого найдется две-три такие мысли. Поначалу уж постарайтесь, даже если мысли в голове шевелятся с проворностью карпа, застрявшего в сетях. 3. Продолжить лучше активной дыхательной гимнастикой. Она улучшает обеспечение организма кислородом, активизирует кровообращение, укрепляет тело и душу. Встаньте у открытой форточки и с минуту глубоко подышите. Выдохните свой гнев на дурацкую затею ходить на работу по утрам! Затем сделайте несколько легких упражнений и улыбнитесь.

Днем

Используйте рефрейминг (трансформацию, переформирование) мыслей и слов. Для чего применяется рефрейминг? Для разных вещей, но нас он интересует сейчас, как способ изменения отношения к происходящему. То есть, его применяют в том случае, когда нужно изменить оценку события. Например, когда вам нужно изменить свое отношение к неприятной ситуации, неприятному человеку и т.д.

Что определяет смысл какого-то события? Во-первых, то, что происходит непосредственно. Событие. Во-вторых, в каком именно контексте это происходит: одно дело громко кричать "Ау", когда вы в лесу, другое дело - в три часа ночи дома.

Говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста.

При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.

При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится.

Глубоко вдаваться в подробности не станем, потому что в первую очередь нас интересует именно практика, и лучше всего, наглядная.

Супериллюстрацией разговорного рефрейминга была, есть и будет книга Элинор Портер "Поллианна". Скачать ее можно на нашем сайте "Сетевой Путь". Изучите ее обязательно, потому что технология рефрейминга именно в контексте позитивного мировосприятия там разжевана до состояния манной каши, объяснена по рабоче-крестьянски, на пальцах, читается на едином дыхании, используется как для личных целей по совершенствованию, так и в воспитательных для подрастающего поколения. Мы эту книжку читали с детьми вслух перед сном, заливаясь смехом и получая огромный позитивный заряд. Это - лекарство от пессимизма, которое я бы прописывала всем, если бы была врачом.

Но, поскольку Поллианна уже была нашей иллюстрацией, сегодня мы с вами посмотрим веселый мультик про Барашка и Кроленя от студии Pixar. Сюжетец прост и незатейлив, как молодой редис: жил-был себе в горах веселый Барашек, красавец и позер, пел и плясал, как настоящий горец, но пришла БЕДА... явились злые и жадные до чужого добра люди и барана обрили... Собственно, а для чего еще нужны бараны? Это только он думал, что исключительно для красоты окружающей природы и наслаждения жизнью... И как вот жить теперь в таком... обнаженном виде? Народ показывает пальцами, ну, или не пальцами, а конечностями разными, и смеется... Все, жизнь не удалась, пора идти вешаться... И тут появляется ОН! Кто он? А Бог его знает. Кролик с рогами. Мутант какой-то несуразный. Тоже, видать, в жизни не повезло, раз таким уродился... Но... у него другая жизненная установка... Насладитесь просмотром - мультик, вне всяких сомнений, замечательный.

Вечером

Если по вечерам вы смотрите телевизор или видео - выбирайте только комедии и позитивные передачи. Если вы чувствуете себя законченным пессимистом, триллеры, драмы, а тем более фильмы ужасов вам категорически противопоказаны. Так же, как и программы новостей. Вы скажете: ну, как же без новостей? Вы знаете? Отлично! Один уважаемый мною человек над стеллажами книг своей огромной библиотеки повесил лозунг: "Меньше знаешь - крепче спишь!" В юности я возмущалась, с возрастом появилась мысль с ним согласиться. И опять же, как не вспомнить булгаковского профессора Преображенского: - Боже Вас сохрани - не читайте до обеда советских газет. - Гм... Да ведь других нет. - Вот никаких и не читайте! Вы знаете, я произвел тридцать наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствовали себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", теряли в весе.

Апостол Павел настоятельно рекомендовал: "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте". (Фил. 4:8) и небезосновательно. Современные тренеры по самым разным вопросам (личностный рост, успех, деньги, лидерство, руководство, проч.) отмечают, что наши мысли формируют нашу реальность, и это факт, который невозможно изменить.

Если днем что-то пошло наперекосяк - используйте уже известную вам технику замещения опыта. Те, кто еще не знаком, могут с успехом это сделать на сайте "Сетевой Путь" в разделе "Практика"

Перед сном сообщите своему отражению в зеркале: "Я выгляжу как преуспевающий благополучный человек. Я улыбаюсь, думаю, говорю, двигаюсь, действую и реагирую как сильная, позитивная личность".

Напоследок - несколько советов где взять положительные мысли и образы:

наблюдайте за окружающим миром, природой; наслаждайтесь движением облаков, восходом солнца, радугой

старайтесь так планировать день, чтобы оставалось свободное время на удовольствия, чаще улыбайтесь и размышляйте о хорошем

в свободное время вспоминайте о людях, с которыми вам было приятно и легко, не замыкайтесь в себе, больше фантазируйте и экспериментируйте

читайте смешные истории и анекдоты

сами сочиняйте если умеете веселые истории

повесьте в квартире фотографии счастливых и радостных людей.

Смейтесь как можно чаще, всегда ищите повод для улыбки. Помните совет бессмертного барона Мюнхгаузена? "Улыбайтесь чаще господа, улыбайтесь. У вас слишком серьезный вид. Все самые большие глупости на свете совершаются именно с этим выражением лица".