В первых постах я постараюсь обрисовать свою позицию по некоторым вопросам, чтобы те, кому такая позиция не близка, время не тратили моё и своё.
А потом более практические вещи будем разглядывать. :)
Сегодня - о младенцах.
Сначала - одна картинка, которая проиллюстрирует то, о чем я хочу сказать, а потом немножко текста.
В моей жизни был такой период, когда мне пришлось поработать в палате брошенных малышей.
Практически все детки были с видимыми патологиями (мне пояснили, что у нас тогда Горно-Алтайская автономная область входила в состав Алтайского края, и у них находился краевой детский дом для детей-инвалидов, а они как раз собрались отделяться, объявили свою автономию, и малышей из-за бюрократических всяких сложностей держали в больнице очень подолгу. А я на медсестру училась, и у нас была практика по педиатрии).
Я тогда никакого представления о детской психологии не имела, в психологию младенцев вообще не верила, и просто от нечего делать наблюдала за детьми.
Сейчас, разумеется, я совсем по-другому вижу этот свой опыт, и выводы делаю другие.
И к этому своему периоду в жизни я буду иногда возвращаться.
Так и вот.
Была там одна девочка. С очень серьезной патологией - тяжелой степенью гидроцефалии. Голова ребенка весила больше всего остального тела раза в два, ребенок был совершенно слепой и глухой.
Все время она издавала стонущие такие звуки, к которым все уже привыкли и внимания не обращали.
Девочке было около полутора лет.
Патология была врожденной, и, разумеется, ни о каком развитии и обучении речи там даже не шло.
Мне, как любому нормальному человеку, девочку было очень жаль, и я часто ее разглядывала и удивлялась тому, какой красавицей ей суждено было быть, если бы не этот сбой в маминой беременности.
Огроменные синие глаза, алые губки, черты лица восхитительные просто.
И я стала каждый раз, подходя к ней, гладить ее по ручке.
Просто чтобы выразить как-то свое сочувствие и жалость.
Девочка затихала, замирала, для нее это были ощущения необычные (брошенных малышей вообще стараются не ласкать и на руки не брать, кормят, подложив свернутую пеленку, и на нее кладут бутылочку, то есть рук такие дети в большинстве случаев практически не знают, и этому есть логическое объяснение, увы).
Буквально через пару дней в палате что-то изменилось.
Мы не сразу отследили, заметила техничка, которая полы мыла.
"Ты гляди-тко, - пробурчала она, - эта наша красавица-то чует тебя! Не гляди, что башка не соображает."
И тут стало ясно, ЧТО изменилось.
Было тихо.
Девочка ЧУВСТВОВАЛА, что я вошла в палату. И затихала. Ждала, когда подойду.
Она меня не слышала - это однозначно.
У нее, видимо, в качестве компенсации, развилось вот это ощущение - чувствовать на расстоянии.
Я специально многократно убеждалась - да, это было именно так.
Как только я входила (тихо-тихо, беззвучно) в палату, девочка прекращала стонать. И замирала. И ждала.
Тогда я особо не заморачивалась по этому поводу - так, поудивлялись все и успокоились.
А сейчас я понимаю, что этот случай - доказательство того, насколько мозг маленького ребенка пластичен.
Вот задумайтесь: если уж совершенно больной мозг младенца "научился" приспосабливаться к обстоятельствам и получать жизненно необходимую ребенку информацию (ведь в данном случае ребенок мог воспринимать только осязанием, и дефицит этих осязательных ощущений был настолько острым, что ребенок начал источник этих ощущений чувствовать на расстоянии), то каковы возможности впитывания информации у мозга здорового младенца?
И насколько велика вероятность того, что мы вложим в этот мозг установки, которые лягут в основу личности ребенка и которые затем невозможно будет "переустановить"?
Очень велика.
Поэтому я смею утверждать, что когда у вас появился ребенок, - не торопитесь его воспитывать и обучать. Как минимум на год лучше отложить этот процесс.
Более того, НЕЛЬЗЯ его воспитывать пока.
У маленького ребенка сознание как таковое спит. И он обучается и "воспитывается" исключительно через восприятие.
Он не способен анализировать на уровне сознания все, что видит, слышит и чувствует. Он только воспринимает. И все эти ощущения у него складываются в некую картину мира.
Эта картинка - целостная. И будет оставаться такой довольно долгое время.
То есть, по сути, на первом году родители передают ребенку образ мира, на который потом ляжет все остальное.
И вот этот базис будет сложно впоследствии изменить именно потому, что он ложится абсолютно без фильтров и без сопротивления.
О том, что можно и нужно делать для развития малыша, мы обязательно поговорим. И методики раннего развития, которые подразумевают работу с детьми с первых месяцев жизни, разберем по косточкам.
А пока прочитайте следующий пост и попробуйте ответить на мои вопросы.
вторник, 7 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий