В
дневнике Леонардо нет ни одного упоминания о работе над картиной. Хотя,
достоверно известно, что он отказался от многих выгодных предложений и
в течении трех лет работал над портретом Джоконды. Кто заказал
картину? Кто был моделью Леонардо? Никаких документальных свидетельств
художник не оставил.
Вокруг загадки прототипа витало много версий.
Самая
популярная версия принадлежит Джоджо Вазари.
много <
"Для Франческо дель
Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо создал портрет
Моны Лизы, его жены".
Эта
версия была подтверждена в сентябре 2006 года, когда под
ультрафиолетовыми лучами на картине стало заметно черное прозрачное
покрывало, покрывающее женщину. Такое покрывало носили все беременные
или только что родившие женщины. Франческо дель Джокондо был соседом
Леонардо. Супруга дель Джокондо как раз в 1503 году родила ему второго
ребенка. Картина была приурочена именно к этому событию. Ранее
покрывало не было заметно из-за темных тонов картины.
Хотя,
можно предположить, что на даме траурное одеяние. Тогда к настоящей
Луизе дель Джоконда дама, изображенная на картине, отношения не имеет.
25-летней Лизе (именно столько ей было, ког да Леонардо в возрасте 61
года писал знаменитую картину) скорбеть было не по кому. Она была
счастлива в браке с богатым флорентийским магнатом Франческо дель
Джоконде. Да и другие ее портреты отличаются от изображения да Винчи,
который был великолепным рисовальщиком и дотошным документалистом.
Тогда
согласно этой версии, моделью была флорентийская дама, любовница
герцога Джулиано Медичи -Пачифика Брандано, которая как раз в ту пору
овдовела. Чуть позже мы еще вернемся к этой загадочной личности.
Еще одна кандидатка в героини полотна - герцогиня Мантуи Изабелла де Эсте, знакомая художника.
Многие
исследователи утверждают, что никакой модели не было вовсе, что
Леонардо воплотил в "Джоконде" образ покойной матери, возможно, отсюда
и портретное сходство Джоконды и ее автора.
Наконец,
очень популярна точка зрения, что "Мона Лиза" - автопортрет мастера,
который если верить некоторым источникам, принадлежал к нетрадиционной
сексуальной ориентации.
То что, что Джоконда - портрет самого Леонардо попытался доказать профессор университета Мэриленд (США) Тимоти Ван.
Он
предложил подытожить полученные знания и найти общие черты между
портретами Моны Лизы и Леонардо да Винчи. Не зря же ходят слухи, что
художник писал Джоконду с себя. Значит, Мона - это мужчина? Вот
представленные им доказательства, по которым можно узнать скрытые
черты характера да Винчи.
ФОРМА ЛИЦА
Физиогномисты
такое лицо называют "деревянным". И оно присуще только мужчинам. По
форме похоже на прямоугольник. Лоб высокий. Линия волос отступает к
затылку. Выражение такого испо доброе и одновременно исполненное
чувством собственного достоинства. Этот тип лица связывают с
энергичностью и решительностью, с задатками лидера и твердыми
убеждениями. Он популярен, легко заводит друзей и очень отзывчив.
большо подбородок говорит как о большой силе воли, так и о частых
истощаютх депрессии, которые истощают энергию.
ЛОБ
Округлая
линия волос говорит о непостоянстве. И выдает натуру суеверную и с
чрезвычайно развитым воображением. Очень развита интуиция. Может очень
открыто выражать свои чувства.
СКУЛЫ
Плоские,
высоко расположенные скулы, хорошо сбалансированные с другими чертами
лица, - это указание на человека власти и влияния.
ГЛАЗА
Цвет:
люди с коричневыми глазами считаются экстравертами, легковозбудимыми,
но при этом консерваторами и очень предусмотрительными.
Форма:
внутренний и внешний уголки глаза находятся на одном уровне. Это
говорит о прагматизме, объективности и упорстве. Такого человека
нелегко сбить с пути, потому что не поддается давлению со стороны.
Этот поборник справедливости будет стоять на своем, пока не добьется
цели.
Психология:
люди с "Орлиным глазом", как их называют в Китае, - одиночки. Они
нелегко смиряются с необходимостью подчиняться или
строго
выполнять правила. Хотя и очень привязаны к семье и друзьям, они
стремятся удерживать близких на расстоянии и не обращаются к ним за
помощью, даже когда попадают в беду.
НОС
Длинный
и прямой - он говорит о потребности в руководящем положении. Самая
сильная сторона этого человека - разработка долгосрочных планов. Он
идет впереди всех в разработке новых идей и опирается в своей работе
на логику и здравый смысл. Свисающий кончик носа говорит о процветающей
личности, занимающей прочное положение в обществе.
ГУБЫ
Это
называется "Рот новой луны". Очень похож на силуэт молодого месяца:
уголки его постоянно подняты вверх в неизменной улыбке. Это человек
логического склада ума, умеющий красноречиво аргументировать свою точку
зрения с большой способностьстью. У него развита способность глубоко
сосредотачиваться и проявлять чрезвычайное упорство. Обладатель такого
рта - весьма личностья в художественном плане личность. Но это также
и знак тщательно скрываемых бушующих страстей.
ИТОГО
Согласитесь,
разве все эти известнойстики могли быть присущи известной итальянской
куртизанке графине Катерине Сфорца, с которой якобы, по утверждению
некоторых историков, Леонардо писал портрет? Но самое главное - улыбка,
которая скорее свойственна мужчине, чем женщине. По мнению
физиогномистов, специаль, будучи гомосексуалистом, специально
изобразил себя в женском образе, дав волю своей подавленной
сексуальности.
Многие
искусствоведы считают, что существуют две разные картины Леонардо -
"Мона Лиза" и "Джоконда". В 1505 году Рафаэль, гостивший у Леонардо,
создал копию "Моны Лизы" где за спиной модели возвышается античная
колонна.
Копия Моны Лизы, сделанная Рафаэлем
Но
на известной нам версии картины никакой колонны нет. Поэтому есть
вероятность того, что Леонардо написал два похожих женских портрета.
Как бы то ни было, несомненно, одно: для самого мастера картина была
очень дорога. И в Милане, и в Риме и в последнем своем прибежище
Амбуазе, он не расставался с ней.
По
завещанию "Мона Лиза" перешла к ученику Леонардо. Вскоре полотно
выкупил последний покровитель художника, французский король, Франциск
I. Несколько поколений французских королей любовались Джокондой в
Версале. Много позднее по приказу наполеона "Мону Лизу" поместили в его
спальню во дворце Тюильри, а еще позднее - в музей Наполеона в Лувре.
21 августа 1911 года картину украли. Похитителем был итальянец
Винченцо Перуджиа. Он хотел вернуть полотно на родину Леонардо и около
трёх лет прятал шедевр в своем доме. 21 декабря 1913 года "Джоконда"
возвращается в Лувр. В 1960 году Мона Лиза была помещена в
пуленепробиваемый футляр. После похищения "Мона Лиза" покидала Лувр
всего дважды: в 1963 году картина выставлялась в США, в 1974 году - в
Японии и СССР.
Существует
около 60 картин, названных "Мона Лиза", и с каждым годом этот список
пополняется очередной находкой. Почти все они - копии учеников
Леонардо. Однако если мастер действительно создал две версии этого
портрета, то вполне возможно, что ее авторский вариант находится среди
них.
Самый спорный вариант "Моны Лизы", находится в Вернонской коллекции в США. Владельцы картины считают именно ее подлиннойКопия, находящаяся в Уолтеровской художественной галерее США Национальная галерея в Копия из коллекции Карла Мюллера в Талвиле (Швейцария) написана бесталанным учеником и компаньоном Леонардо Салаино
Этот вариант находится в зале депутаций в Риме. Приписывается одному из учеников Леонардо Бернардино Луни/
Осло владеет копией, подписанной: "Бернардино Луни. 1525". Однако.
Скорее всего копия выполнена Филиппом Шампанским
Музей Прадо в Мдриде - работа неизвестного автора 16 века, который решил отказаться от Леонардова заднего плана
Вариант обнаженной модели. Выполнена в 16 веке. Находится в коллекции графа спенсера в Англии
Вариант обнаженной модели, выполненной в 17 веке из Каррарской академии в Бергамо (Италия)
Загадочная Джоконда погубила Леонардо
oб энергетических
вампирах написано много. Они существуют вокруг нас и подпитываются от
внешнего мира. Однако ими могут быть не только живые организмы, но и
предметы. Такую славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи
"Джоконда" ("Мона Лиза"). Она вознесла Мастера на вершины небожителей,
она же его убила, высосав жизнь без остатка.
Восторг
и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и
страхом. О знаменитой улыбке Моны Лизы говорить не станем, а вот о
странном воздействии образа на зрителя стоит поговорить.
3аговорили
об этой полотнальной способности полотна доводить впечатлительных
людей до когдаочных состояний в XIXвеке, когда Лувр после бурь
революций 30-х - 40-х годов открылся для публичного посещения. Таким
человеком из публики стал писатель Стендаль. Он, неожиданно для себя,
остановился у "Джоконды" и Кончилось время любовался ею. Кончилось
дурно -титан романтизма пал жертвой творения Ренессанса, упал в
обморок. Такие случаи не единичны, их зафиксировано уже более сотни.
Не кроется ли загадка в личности, изображенной на полотне?
Напомним,
что возможно, реальный образ коварно скрывается под чужим именем. К
настоящей Луизе дель Джоконда дама, изображенная на картине, отношения
не имеет. Вокруг загадки прототипа витало много версий, пока
исследователи не остановились на одной из них - Пачифике Брандано,
любовнице Джулиано Медичи (брата папы Льва X). Сходилось все: место
пребывания овдовевше, время написания, траур овдовевшей Пачифики...
При этом она красиваялась дурной славой. Не очень красивая внешне,
Пачифика была обольстительницей - умной, коварной, дерзкой.
Современники отмечают и странную полуулыбку - полугримасу, которая не
сходила с ее лица. Пачифика была светской львицей, от нее сходили с
ума и кончали самоубийством. Некоторые считали, что она - ведьма, сам
порок и грех.
Для
Леонардо наступили тяжелые времена. Никогда он так долго не работал
над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Да Винчи до
конца своих дней не переписываться работой. Он будет переписывать
Пачифику оставшиеся шесть лет жизни. В изнеможении на 67 году жизни он
с сожалением напишет: "Медичи меня создали и разрушили".
Леонардо
появился в Риме на "пике славы", в полном здравии и расцвете сил, планы
роились в его голове. И вдруг - меланхолия, слабость, изнеможение. Но
главное, что он не хотел расставаться с "Джокондой", Леонардо часами
смотрит на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинает вносить
поправки. Все, как-либо прикасавшиеся к Пачифике, плохо заканчивали. Ее
муж, испанский дворянин, умер рано, на взлете карьеры и славы. Сам
Джулиано Медичи иссох от чахотки, хотя долгое время жилвдали от бывшей
любовницы. Дети Пачифики умирали: кто в младенчестве, кто отравлен
либо убит. Да и сама коварная обольстительница жила в миру, словно
кукушонок в чужом гнезде. Следы ее затерялись, никто не знает ее
дальнейшей судьбы. Она - типичный энергетический вампир. И надо же
было так поручилия, чтобы именно Леонардо поручили писать образ этого
монстра. Гений Мастера сотворил чудо (если можно так говорить) -
перенес на иначено энергетику Пачифики. Не иначе как Князь Тьмы водил
рукой да Винчи, ведь к тому времени художник постиг то, к чему
стремился всю жизнь. Он хотел передавать не только образ и черты
модели, он настроений на передачу эмоций и настроений. Ему удалось
то, что озарит художников лишь в XIXвеке, в эпоху Романтизма, но не со
светлым и чистым, а с темным и порочным.
Надо
заметить еще одну деталь. Леонардо разработал свою особую манеру письма
и эксклюзивный исслед красок. Последние исследования показали, что
химические полотне ингредиентов происходят на полотне до сих пор.
Мало того, краски "перемещаются" по картине, слегка изменяя то, что
видели предшественники нынешних наблюдателей.
Работники
Лувра отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к
потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь
заполнить Лувр, и Мона Лиза оживает, проявляются сочные краски, фон
осветляется, улыбка видна более четко.
кaк
скоро разгадают люди тайну Моны Лизы? И разгадают ли вообще? Бесспорно
одно, выразительность неуловимой улыбки будет волновать умы
человечества ВЕЧНО!!!
Наталья Белова
[ Невозможно полностью обработать текст записи ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий