среда, 6 мая 2009 г.

Александр Свияш: "Стоит сказать кризису "спасибо".

- Вокруг только и слышно кризис, кризис. Как вы думаете, что происходит на самом деле?

На самом деле, естественно, имеется глобальный процесс перераспределения  денег, в ходе которого одни люди проигрывают. А другие - выигрывают. Как обычно, проигравших больше, поэтому все это называется кризис.

- По вашему мнению, у кризиса только экономическая основа? Может, присутствует что-то еще?

Я думаю, что экономический кризис есть отражения кризиса  той идеологии, которая захватила сегодня весь мир. Суть ее проста: обогащайся любой ценой!  Кто наши сегодняшние кумиры?  Олигархи, которые непонятно каким образом стали ими.  Точнее, понятно, но все стараются позабыть об этом. Кинозвезды, шоумены,  модельеры, валютные девочки  - то есть те, кто  занимается развлечением  масс людей, отвлекая их от  внутренней работы,  саморазвития, духовного роста.  

Я не силен в истории, но, похоже, что сегодня повторяется  ситуация, которая имело место в свое время в  Римской империи, погрязшей в роскоши и  чувственных удовольствиях.  Только сейчас масштабы немного увеличились, и  примерно треть  территории  планеты проживает в относительной роскоши, а две трети  прозябают и находятся на начальной стадии развития.

Это не значит, что я предлагаю раздавать бедным народам больше продуктов - от этого они будут только больше плодиться.  Они высокопримативны, инстинкт продолжения рода будет диктовать свои правила поведения. А стать менее инстинктивными они могут только в более безопасном мире. Но их нынешние  вожди не позволят им жить спокойно - они не заинтересованы в  повышении осознанности своего населения.

Поэтому круг замкнулся.  Одни погрязают в домах и машинах, другие зависают в  своем стайном образе жизни.  

Нынешний кризис - это кризис гиперпотребительской психологии.  СМИ навязывали людям идеалы потребления, они следовали им, не просчитывая последствия, в итоге  оказались не способны проглотить то, на что открыли рот. Это началось в США, как самой потребительской стране, а оттуда аукнулось на весь мир, поскольку он был "заточен" на обслуживание многомиллиардной массы потребителей.

Какой вывод было бы неплохо сделать из всей этой катавасии?  Хорошо бы найти какие-то иные идеологические направления, кроме существующего: обогащайся любой ценой.   Идеи национализма или религиозности не  приемлемы, они отбросят нас назад, в приматское прошлое.  Идеи  саморазвития и  самопознания вряд ли приемлемы людям, находящимся у власти.  Ничего другого придумать не удается.  Так что кризисы мира гиперпотребления - вещь объективная, и они неминуемо будут повторяться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий