Лично мне больше других импонирует система итальянского психолога Р. Ассаджиоли, где наши "внутренние оппоненты" именуются субличностями. Каждая субличность строится на основе какого-то нашего желания. Сила этого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой возникло желание. Есть субличности для ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Жена, Начальник, Учитель, Пациент, Врач, Пешеход, Водитель и прочие. Так вот - очень важно научиться анализировать эти субличности, идентифицировать их. А для этого существует вот такое замечательное упражнение.
Запишите все свои желания. Например, - не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, получить хорошее образование, достигнуть успехов в работе, любить, быть любимой...
Теперь сядьте в кресло, расслабьтесь и постарайтесь понять, есть ли у вас субличности на каждое из записанных желаний? Или субличности осуждающие что-то из них и навязывающие вам желания, которые для вас лично являются несущественными? Например, действительно ли именно вы хотите окончить именно этот институт? Или это желание на самом-то деле не ваше, а мамино, и среди ваших субличностей нет такой, которая его поддерживает?
А теперь включите в свой список те из желаний, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность под названием "Мнение других людей". И составьте список (не больше пяти) своих собственных желаний.
На большом листе бумаги нарисуйте круг, внутри него - круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше "Я". В самом кольце разместите те пять субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.
Нарисуйте цветными карандашами символы, отражающие ваши желания (отсутствие художественных способностей не имеет значения). Теперь дайте каждой субличности свое имя, - например, Авантюрист, Профессор, Роковая женщина, Киска, Амеба, Звезда и т.п. Эти названия - очень важная часть упражнения: они должны иметь смысл для вас и только для вас.
Смотрите на схему почаще, и вскоре вы обнаружите, что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, вам захочется изменить. Это означает, что вы стали лучше понимать, чего же хотят ваши субличности, как действуют и почему именно так меняются.
Наши "внутренние собеседники" преследуют различные интересы, имеют разные намерения и таким образом вступают в конфликт друг с другом. И наша способность быть успешными и счастливыми определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем своими различными субличностями, насколько нам удалось привести их к полному согласию.
Состояние целостности, когда все субличности согласованно работают вместе, преследуя одну цель, в психологии называют конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает нам силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше поведение нацелено на один результат. Все части нашего "Я" находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к нашим внутренним ресурсам.
Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все субличности играют одну и ту же мелодию. Так в оркестре все инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы сыграть любой из инструментов в отдельности. Именно различие между инструментами придает музыке колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши различные убеждения, ценности и интересы действуют согласованно и дают нам энергию для достижения наших целей.
источник
пятница, 8 мая 2009 г.
"Родитель" и "Ребенок"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий