четверг, 11 июня 2009 г.

Выверты психоистории

Получила пухлый Reader  к летней школе. Сижу, читаю длинный немецкий текст о вызовах и границах автобиографии как жанра. Руководитель семинара Herr Schlaeger отписал, что эта статья будет методологической основой.

Так вот, автобиография рождается из изобретения зеркала, христианского осознания грешности и рождения индивида. Далее идут пространный пассажи про некультурные народы, 6 летних детей, которые, в отличие от зверей, испытывают интерес к зеркалу, и многочисленные ссылки на Фрейда.

Грустно мне.

Всегда и везде я выступала против психоистории. Ее начало - работа Фрейда о Леонардо да Винчи - уже отдает нехорошим душком. Главное, что убедило меня в бессмыслнности психологических поисков в документах  и равной бессмысленности вчувствоваться в мотивы людей, живших ... лет назад - книга Э. Фромма "Гитлер как клинический случай некрофилии", из которой, например, можно узнать, что Гитлер воспринимал Германию как мать и  хотел убить ее, что подтвержается его планами реконструкции Берлина. С тех пор психоанализ, применяемый к историческим личностям или сообществам (у бкладкова: некрофильские стремления русской интеллигенции) вызывают у меня устойчивое отвращение.

Вероятно, мой подпольный интерес к лингвистическому повороту (который, надеюсь, не проявляется в моих раотах) - результат отторжения любых заигрываний с психологией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий