Подростковые претензии на собственную исключительность покинули меня еще при жизни дорогого Леонида Ильича Брежнева. Я обыкновенный человек. Совершенно обыкновенный. Может быть, чуть-чуть более искренний в своей обыкновенности. Поэтому многое из того, что я рассказываю о себе - является типичным и похоже на многих других людей - их мысли, эмоции, взгляды, проблемы, и именно тем для них и интересно. Так почему бы не рассказать вам о себе. Ведь для очень многих это будет рассказом - о вас! И как я недавно сказала своей подруге в связи с планами «Выхода из-за печки»: «Я боюсь, но не стесняюсь». Вот и рассказываю.
В моей жизни остро стоит дефицит двух вещей и, причем, таких разных.
Дефицит впечатлений. И дефицит покоя. Это так же просто и сложно одновременно - как раздел денег между Лисой Алисой и Котом Базилио.
Дефицит впечатлений наступает от размеренной и, вместе с тем, предельно насыщенной делами жизни. Я, в принципе, достаточно счастливый человек. (А что? Почему нельзя вот прямо так и сказать?) Все мои дела, в которые я вкладываю свои силы и время, приносят мне моральное удовлетворение, душевную стабильность и частенько - чувство самоуважения. И я - сколько могу - пытаюсь все эти дела подкрасить своими выдумками, неплохо владея несколькими видами эмоционального и психологического «декоративно-прикладного искусства». Я не хочу рассказывать о своих достижениях, они нормальны и вполне достаточны для женщины моего возраста, социального статуса и воспитания. Хвастаться не хочу. Еще меньше хочу жаловаться. Я горда тем, что у меня есть - и еще больше, не стыжусь этого, - тем, чего у меня нет.
Но. Мой кораблик идет с очень большой осадкой. Мне не хватает свободы, и не «свободы от», а «свободы для». Мне хотелось бы, чтобы в сутках было побольше часов, и можно было бы меньше времени тратить на сон, хотя последнее - предельно нереально. Еще очень многое мне хочется успеть. Я удивляюсь людям, которым бывает скучно, которые не знают чем себя занять или откровенно убивают время. Время. И силы. Вот ограничители моей свободы. Деньги? На мои затеи их почти всегда хватает. А в то, что мне навязывают как обеспечиваемые денежными знаками суррогаты счастья, я не верю. В принципе, было бы больше денег - были бы другие планы. И, возможно, на осуществление их уже потребовалось бы еще больше времени и сил.
Занятому человеку недостает легкости, спонтанности, диких радостных причуд, которые были присущи мне, как и многим, в пору молодости. Даже на радующие меня поездки в свой клуб - «Зеленую лампу», в театр, или на природу, мне необходимо бывает создать коридор из заранее распланированных пустот в моем расписании. Свобода - источник радости и новизны в жизни. И вместе с тем моя работа (не только «служба» и достаточно активная общественная деятельность, но и домоводство, материнство, довольно трудоемкое хобби) позволяет не предаваться пустяковым колебаниям настроения, излишней жалости к себе и даже страхам. (О страхах разговор еще будет). Так что первый дефицит мой - хитрый, и когда мне советуют бросить какие-то из моих дел на самотек, я вспоминаю старинную притчу-шутку, пересказанную Л.Толстым. «Я медведя поймал!» «Так веди сюда!» «Не идёт!» «Так сам иди!» «А он меня не пускает!» Не пускает меня мой медведь. Он - моя жизнь.
И при такой стабильности говорить о дефиците покоя? Ведь я могу с большой долей вероятности рассказать о своих планах на неделю с точностью до получаса! Внутренний покой - это труд, причем труд постоянный и осмысленный. И эффективность его возрастает по мере того, как человек это в себе культивирует. Покой - не в фатализме, не в эгоизме, не в отрешенной аскезе и гедонизме, избавленном от мыслей о завтрашнем дне. Я искала покой в церкви, но нашла там только безграничную любовь и сердечную теплоту. Занималась несколькими «практиками», и даже что-то в себе развила. Но только не внутренний покой, не мир в душе. Покой - это что-то другое. Надо понять - что, и попытаться построить это что-то внутри уже существующей конструкции, рушить которую я не могу и не хочу. Мелкая, но реальная проблема - отпустить поводья повседневных забот. Не могу! Причины - теми, кто корит меня в этом, называются разные - от синдрома отличницы, гиперответственности и мазохизма, до нетвердой веры в Бога. Я сознаю в этом свое несовершенство.
У меня есть примеры того, как человек сумел разобраться с этими вопросами, примеры реальные близкие и земные.
Значит, разберусь и я. С помощью Божьей и поддержкой добрых людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий