среда, 30 сентября 2009 г.

жизненной энергии (микробы заели, ходить устают, сон нарушается,

Не могу удержаться от цитирования :)

http://www.lib.ru/WELLER/kassandra.txt

В связи с энерговитализмом

НИЦШЕ. ВОЛЯ К ВЛАСТИ

Мне странно, что Ницше до сих пор не истолковывался как

экзистенциалист. Во-первых, основной вопрос его философии решительно

совпадает с главной постановкой экзистенциализма: как человеку-то,

страдальцу, жить в этом мире? Во-вторых, устройство Космоса в целом не

слишком занимало его философию, ограничивая ее в основном именно

экзистенцией. В-третьих, это скорее метафоризированная идеология, нежели

философия в традиционном смысле.

Поэтому он абсолютизирует Волю к Власти. Правильно сформулировать так:

Ницше рассматривает отношения между людьми, между человеком и природой,

охватывая шире -- между живыми существами, охватывая еще шире -- вообще

между материальными объектами -- Ницше рассматривает отношения между ними в

парадигме власти. Вот кто главнее, значительнее, кто хочет и может подчинить

другого своим интересам, заставить служить своим целям.

Над кем же властвует монах, схимник? Или -- Бог добился полной власти

над ним? Так Бог над всем властен. Где воля к власти? Или, воля власти,

свалили Бога? И стали главными? Всю историю сами Его над собой ставили, а

при Фридрихе решили временно свалить? Или -- схимник властвует над собой:

своими страстями? Это выходит казуистика и демагогия: любой невроз тогда

можно объяснять волей к власти над собой.

Король властвует над народом, гончар -- над глиной, охотник -- над

оленем, поэт -- над языком. Но -- над кем властвует схимник, спрашиваю я?!

Над кем властвует ученый (вне их иерархии, увлеченный мудрец-познаватель)?!

Над кем властвует благородный и добрый человек, уступающий свое благо

другому и уходящий?! Над кем властвует идущий на костер -- над умами толпы,

улюлюкающей и бросающей грязью?.. Такая постановка вопроса раздражала Ницше,

он называл такую братию отребьем, гнилую мораль призывал отбросить и

стремиться быть Сверхчеловеками: тогда все будет правильно и хорошо. Вот в

природе -- все ведь стремится к власти, и природа -- она чистая,

естественная и здоровая. Принцип "воли к власти" заложен в устройстве

Космоса, в нем персонифицируется сверхчувственное. В мире он разлит. Закон

природы.

Для больного Ницше страдания жизни происходили из ее дерьмовости.

Изворотливые рабские умы слабых засранцев придумали христианскую мораль,

сначала чтоб себя утешить, а потом-то вышло -- чтобы сильных поработить ею.

Так вот: умер ваш Бог! На хрен вашу мораль! Здоровым быть надо, сильным,

чистым, честным, жестоким -- такова истина природы. Сверхчеловек --

лучезарный повелитель всего до чего дотянется, Воля к Власти -- правит всем.

Господа. Не путайте поэзию с анализом и метафору с корректной

формулировкой. Жили люди до христианства, вне христианства живут

благополучно, будут жить и после христианства, вечных религий тоже не

бывает.

То, что Ницше именует "Волей к Власти", на человеческом уровне есть

стремление к максимальной значительности. Оно же--к максимальным действиям.

Оно же--к самореализации. Оно же -- на субъективном уровне -- к максимальным

ощущениям. Человеку потребно ощутить и осознать себя делающим максимум того,

на что он способен. Будь то в своем идеальном мире или в реальном: в

Бытии-внутри-нас или в Бытии-вне-нас.

На общем уровне вот как. Любой объект в Космосе есть открытая система,

вступающая в контакт с другими системами. Этот контакт в силу эволюции

энергии имеет стремление создать новую, более сложную систему, включающую

прежние и способную содержать и преобразовать больше энергии. А по Ницше это

следует бы назвать "одна система проявляет волю к власти над другой". Такая

"властная парадигма" представляется весьма ограниченной и неглубокой.

А на человеческом уровне вот как. Человек в основном преобразует

энергию не собственным организмом, а синтезируя процесс энергопреобразования

методом создания комбинаций внешних объектов и новых отношений между ними.

Это может быть комбинация из сухой травы, дерева, двух кремней и удара их

друг о друга -- неодушевленная природа. А может быть лошадь, веревка, кнут,

сено -- и лошади приходится бегать и преобразовывать энергии, таская на себе

человека, больше, чем она сама собиралась. Комбинация с одушевленным

объектом. А может быть щит, меч и десять других людей -- которые пашут с

утра до ночи, чего на свободе делать бы не стали, но тут рабство. То есть:

Человек образует системы с другими людьми, и в этой системе стремится

занять возможно высокое место -- таким образом преобразуя энергию

посредством подчинения людей своим целям, вовлекая их энергию в круг своих

действий: действуя посредством других людей. В этом -- один из аспектов сути

отношений. Но только один!

Ибо есть не только воля к власти, но и воля к подчинению. И воля к

свободе. И к убийству, и к смерти, и к разрушению, и к созиданию, и к

повелеванию в любви, и к рабству в любви. И всему свое время, место и

шесток. Но воля к самореализации и самоутверждению, стремление к

максимальным ощущениям и максимальным действиям -- неизменно, постоянно,

универсально.

Власть -- лишь частный случай самореализации и стремления к

максимальным действиям. У алкоголика и наркомана стремление к ощущениям

преобладает -- действия необязательны. А блестящий солдат может быть

счастлив награде, но не хочет быть сержантом -- груз власти тяжек,

способностей не чувствует, он и так себя уважает в составе грозного строя.

Убраться к черту из мира на необитаемый тропический остров -- какая ж в том

власть?

Сплошь и рядом человек добровольно и сознательно поступает

категорически вопреки "воле к власти". Предпочитая одиночество --

владычеству и подчинение -- командованию. Неделание -- деланию. Козырянье в

какой-то ерунде -- внешне большим делам. Но никогда человек не поступает

вразрез своему стремлению к самореализации через максимальные ощущения --

разумеется, конкретным для каждого конкретного случая образом.

ЛОРЕНЦ И "АГРЕССИЯ"

В своей дивной и знаменитой книге Лоренц обычно полагает агрессию

своего рода субстанцией -- ну, чем-то вроде оружия, имеющегося в реальности

постоянно и при случае извлекаемого со складов, либо бронепоезда на запасном

пути.

Вот два друга-гусака приветствуют друг друга "триумфальным криком". И

так однажды завелись в восторге, что вдруг стали проявлять взаимную

агрессию, активную вражду -- а после неожиданной этой схватки разошлись и

избегали встреч в явном смущении. Сильной симпатии соответствуют возможные

проявления сильной агрессии, неоднократно замечает Лоренц, а по поводу

данного случая делает вывод, что вот как глубоко даже под сильной симпатией

может крыться в глубине и сильная агрессия. Как бы одно и другое

сосуществуют в психике одновременно, вот только проявляться могут по

очереди. Ну, типа "кого люблю -- того и бью": оба сильных чувства

наличествуют.

Это представление выглядит по меньшей мере некорректным.

Физиологическая база эмоций -- возбуждение соответствующего очага

центральной нервной системы. Превышая меру, возбуждение распространяется на

соседние участки и принимает форму противоположной по знаку эмоции:

переходит границу. Классический пример -- истерический смех как

невротическая реакция на сильное горе; счастье, переходящее в рыдание; жажда

еще более сильного наслаждения, переходящая в мазохизм; и т. д.

Пропорциональная сила агрессии и симпатии' обусловлена способностью

конкретной нервной системы к уровню максимальных ощущений -- а вот по знаку

плюс или минус одно ощущение "автоматически" переходит в противоположное,

превысив пороговую черту возбуждения (см. "цилиндр ощущений" в книге "Все о

жизни").

Способность к симпатии и агрессии -- это две стороны одной медали,

диалектическая пара, два аспекта одной и той же способности -- способности к

сильным возбуждениям, к максимальным ощущениям.

Ну -- "то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть" и

прочее в этом духе.

Так что попробовать лишить человека агрессивности -- это все равно что

попробовать вообще лишить его способности эмоционально сильно реагировать на

раздражители, хоть лоботомии подвергнуть. (Подробнее об агрессивности см. в

главе "Война".)

Энергетическая сущность сильной эмоции -- выделение энергии в организме

повышается и рефлекторно (бессознательно) ищет точку приложения для

реализации на чисто физическом, реальном, объектном уровне. В счастье

человек может прыгать и орать -- в агрессии он может крушить стены и драться

на пределе всех сил. Агрессия в состоянии потребить и сжечь больше энергии,

чем симпатия. А через максимальные действия и познается, определяется,

являет себя уровень эмоционального возбуждения индивида. Диапазон

агрессивных проявлений возбуждения -- больше, чем "симпатичных" проявлений.

Вот от полноты чувств нежные друзья-гусаки и подрались.

Агрессия отнюдь не таится в латентном состоянии под симпатией. Это

симпатия в перехлесте меры может быстро видоизмениться в агрессию. А мера

эмоционального возбуждения и психической энергии -- одна на оба эти

проявления.

2. Оборот "Способность к симпатии, дружбе, личному распознаванию

повышается только у тех животных, у которых выше и агрессивность" --

некорректен, методологически неточно ориентирован. Суть заключается в

следующем: повышение психоэнергетического уровня животного обусловливает и

проявляется в повышении максимальных ощущений и максимальных действий -- то

есть влечение и агрессия суть противоположные формы проявления одного и того

же повышенного возбуждения нервной системы и стремления к максимальным

действиям. Одно без другого не существует в принципе.

3. При опасности стайные рыбешки плотнее сжимают стаю, облегчая охоту

хищнику. Лоренц ищет прямую целесообразность: хищнику труднее поймать

конкретную. Я бы назвал этот распространенный подход

вульгарно-целесообразным одноступенчатым. Цель на самом деле здесь такова:

раздражитель--ощущение--действие. Стайная рыбешка жить одна не может, для

выживания популяции и продолжения вида держаться стайкой необходимо

(гарантия пары, выживания одной из помета икры, отбор мутаций). Инстинкт

сбивания в стаю здесь -- доминирующий для выживания. И при раздражителе

"опасность!", получая сильное ощущение, бедная глупая рыбка может совершить

только одно самое сильное, максимальное для нее действие: сбиться плотнее. В

этом действии проявляется повышение ее инстинкта самосохранения -- не особи,

но популяции и вида. А что сожрут лично ее -- этого она, бедная, не

понимает, ее механизм запрограммированности на выживание примитивен: опасно?

-- держись вместе!

4. Точно таков же механизм мотива летящей на огонь мошкары: хочешь

выживать? -- лети прямо от темноты к свету, все встречаются там..

5. То есть. При опасности надличностная структура (стая) прежде всего

стремится сохранить себя, пренебрегая жизнью отдельных членов и обостряя

главный видосохраняющий принцип.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

Итак, на конечной стадии космогенеза, "сверхжизни", души всех людей

объединятся и достигнут конечной цели эволюции "точки Омега" -- и сольются с

Христом и во Христе, и вот движением жизни к этой финальной цели все и

регулируется. И предназначение будет выполнено, и Истина будет достигнута, и

будет все хорошо, и воссияет вечный свет.

Комментирование теории Шардена никак не входит в задачу этой книги. Но

поскольку он "эволюционист-финалист" (на свой оригинальный лад) -- то финал

эволюции по Шардену, слияние всего в "точке Омега", представляется

примечательным:

A) Жизнь человечества конечна и подчинена задаче общекосмического

характера.

Б) Человек -- самое энергетичное и совершенное (что соответствует одно

другому) творение.

B) В конце концов через человечество, т. е. так или иначе посредством

человечества, вся (в основном вся?) энергия Космоса соберется в одной точке.

Г) Собирание в одной точке всей основной энергии Космоса, воплощенной в

человечестве, и будет главным событием в эволюции Космоса. Начнется Новая

Высшая Сверхжизнь.

В эклектичной христианско-механистической парадигме Шарден пытается

близиться к той же картине мира, которую дает энерговитализм: стремление

человечества к Максимальному Действию как цели и финалу-началу

энергоэволюции Вселенной.

"Точка Омега" и есть на самом деле точка "слияния-гибели-и-рождения"

нынешней Вселенной и Новой. Поистине, таланту свойственна великая интуиция.

ДАРВИНИЗМ

Итак, теория эволюции по Дарвину продолжает немножко проваливаться.

В-третьих, Дарвин был, по сегодняшним меркам, откровенным расистом.

Открыто утверждал, в согласии со своей теорией, что расы более

приспособленные и совершенные должны со временем вытеснить и заменить собою

расы менее развитые и приспособленные. Под самой совершенной расой,

разумеется, подразумевая свою, европейскую. Сегодня это не принято часто

вспоминать. Напротив: сегодня все расы равны, представлены в ООН, получают

гуманитарные помощи и эмигрируют в развитые страны, где развитая раса как-то

сокращается.

Во-вторых, Дарвин утверждал, что палеонтология должна подтвердить

постепенное накопление изменений в организмах, постепенный переход одного

вида в другой, обусловленный наследованием признаков, полезных для

выживания. А иначе, говорил он, его теория окажется неверна. Ну так этой

постепенности не обнаружено до сих пор. Как-то все скачкообразно происходило

в истории. Раз -- и вид исчез. Раз -- и появилось что-то весьма новое, со

здоровенным отрывом от ближайшего сходного.

А во-первых, Дарвин построил свою теорию эволюции на естественном

отборе. Кто лучше приспособлен -- естественным образом скорее выживает в

потомстве, а кто хуже -- естественным образом сходит со сцены. Но чем плохо

был приспособлен саблезубый тигр? Почему вымер -- ученым неясно. И чем

хорошо приспособлен павлин с его огромным хвостом, почему давно хищники не

съели и в ветвях не запутался? Не знают ученые. Кое-что ну вопиюще

противоречит естественному отбору в борьбе за выживание.

А еще есть такой фактор, как природные катаклизмы. Изменение условий

окружающей среды, причем резкое. Кто в новых условиях жить не мог -- сдох.

Прочие развиваются дальше. Холоднокровные гигантские динозавры сдохли. А

маленькие забитые млекопитающие выжили и пошли в рост кустом и деревом

видов.

По Ламарку, жизнь развивается от простых форм ко все более сложным, и

концептуально его теория эволюции давно ни у кого возражений не вызывает.

А вот Кювье с его теорией катастроф долго был в загоне. Он полагал, что

в катаклизмах одни виды тут же гибнут, а другие быстро возникают -- и

существуют до следующей катастрофы. И -- что важно заметить! -- в каждой

катастрофе добавляется "творящей силы" в жизни, поэтому развитие идет по

восходящей. Дарвинисты были не согласны.

И ведь все правы. Хотя каждый -- не на сто процентов. Да, Ламарк не

учитывал естественный отбор, но насчет изменения форм от простых к сложным

(развивая Бюффона и Линнея, не говоря о многих других) все понял. Да,

катастрофизм Кювье не учитывать невозможно. Да, Дарвин гений. Но:

Чем же вымерший саблезубый был хуже невымершего обычнозубого? Зачем

павлину осложняющий его жизнь хвост, в чем здесь приспособляемость и отбор?

И вообще: с чего это появляются неопределенная изменчивость, мутации, с

которыми можно потом удачно выжить, но можно еще раньше вымереть?

И совсем вообще -- вопрос надо ставить глобально и нагло: в чем причина

и суть этой все усложняющейся жизни? Вот. Жизнь -- это продолжение

энергоэволюции на пути превращения энергии во все более сложные материальные

структуры. Продолжение действия единого космического импульса.

Беспорядочное и внецелесообразное разнообразие форм организмов -- это

усложнение общей структуры биосферы, повышение сложности биосферы как

системы, то есть повышение ее энергосодержимости, повышение уровня энергии

биосферы.

Катастрофа -- хлоп! -- куски биосферы опустошились, возникли лакуны,

создалось своего рода отрицательное давление в них определяющее избыточное

давление оставшихся частей биосферы. Энергия Солнца и вещества Земли

осталась в общем прежняя -- и энергия биосферы стремится в минимальные сроки

восстановить массу материальных структур до прежней. Органическое вещество

погибших организмов быстро переходит в выжившие организмы другого вида:

стремительная пере-- группировка форм! Выжившие получают резкий

энергетический толчок, невозможный в нормальных условиях. Устойчивость к

изменениям определила выживание тараканов. Но на вершине биологического

древа всегда были те, кто обладал наибольшим ресурсом изменчивости. То есть:

не сильно-то приспособленное к своим нынешним условиям, слабоватое, кое-как

выживающее среди более приспособленных и совершенных, выживающее только за

счет того, что может "изворачиваться". Наиболее энергичное -- в каком

смысле? -- в таком, что менее равновесно вписано в окружающую среду. Дальше

отстоит от природы косной -- неподвижной -- "несамостоятельной" неорганики.

Или бегает быстрее, или кровь теплее, или норки роет. Или зорче. Или

соображает. Или жрет все подряд. Или улететь может.

Усложнение органических структур, повышение энергопреобразования --

суть и самоцель эволюции. Мутации, борьба, отбор лишь механизмы,

обслуживающие ее, подчиненные этой сути, -- конкретности, через которые

проявляется Закон.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

Примечание на полях

Палеонтология имеет дело лишь с внешними признаками приспосабливаемости

на уровне макромира. Но, как обычно, есть варианты.

Сейчас -- климат теплеет. И вот начало резко сокращаться поголовье

белых медведей в Арктике. Не бескормица -- тюленей, моржей и рыбы им пока

хватает. Не перегрев -- пока там вполне холодно. Не конкуренция -- у них

конкурентов нет. Не уменьшение территорий -- площадь льдов и тундры вполне

достаточна. Что случилось?! -- Снижение иммунитета. Дохнут от давно

известных инфекций. Почему?!

Не то, чтобы адаптационного ресурса не хватало на приспособление к

изменяющимся условиям. А -- одновременно с изменением условий -- сужается и

ослабляется адаптационный ресурс.

Словно одна неизменная его доля расходуется на приспособление ко всему

-- и повышение расхода в одной области уменьшает запас в другой. То есть:

потепление медведь переживает спокойно -- а вот на подавление давно знакомых

микроорганизмов энергии уже не хватает, они выходят из баланса и идут в

рост.

Это вариант стресса, снижающего иммунитет, т. е. снижающего витальную

силу организма.

Катаклизмы могли оставлять условия, вполне пригодные для обитания

прежнего вида. Но адаптация к ним отбирала часть энергии и энергетика особи

опускалась ниже уровня гомеостаза -- в деталях, которые палеонтология уже не

может восстановить. То есть:

Не потому виды вымерли, что холодно и бескормица. В новых условиях

приспосабливающийся организм расходует больше энергии, и уменьшается ее

запас на случай непредвиденных обстоятельств, уменьшается возможность к

сопротивлению внешней среде.

А некоторым отдельным изменения в кайф, им теперь можно расходовать на

повседневную жизнь меньше энергии, и увеличивается ее запас на случай

непредвиденных обстоятельств, повышается возможность к сопротивлению внешней

среде. А если пока все нормально -- этот образовавшийся в новых условиях

избыток энергии идет на размножение больше прежнего, на вытеснение

относительно ослабших конкурентов.

И получается что? Очень просто:

На каждой новой ступени геоистории выжившие виды энергетически выше

вымерших. Вот такая скачкообразная эволюция.

Исторически англичане и французы друг друга недолюбливают, но в

VIP-салоне Верхнего Мира Дарвин и Кювье могли бы друг другу руки и пожать.

В эволюционной гонке лидирует не тот, кто лучше приспособлен, а тот,

кто лучше может приспособиться к любым грядущим изменениям. До поры до

времени он вполне затенен другими, хорошо приспособленными, а потом --

катаклизм! -- они вымирают в тоске и депрессии от общего недостатка

жизненной энергии (микробы заели, ходить устают, сон нарушается,

размножаются хуже...) -- а он рвет вперед из-за их спин, как тактик-стайер

на финише. И начинает в бешеном темпе занимать их место в биосфере.

И -- и! -- вот это повышение энергетики, повышение адаптационного

ресурса анатомически воплощается в увеличении и усложнении центральной

нервной системы. Мозг растет. Однонаправленная тенденция. Только

увеличивается -- никогда не уменьшается.

И возвращаемся к одному из основных тезисов энерговитализма:

Деятельность центральной нервной системы есть оформление избыточной

энергии организма.

ВЕРНАДСКИЙ И НООСФЕРА

Поскольку ноосфера создается трудом и мыслью "человека разумного" --

сегодня принято полагать так: сегодня разум стал по могуществу геологическим

и космическим фактором -- и значит во власти и воле человека организовать

мир хорошо, справедливо, гуманно, комфортно, безопасно, чтоб человеку и

человечеству было как можно лучше. Это надо понять -- и так поступать. А то

иначе можно нанести себе и планете непоправимый вред. Короче: сегодня жизнь

человечества и планеты во власти человека и его разума -- а будет еще полнее

в его власти.

Наивная и печальная ошибочность такого упрощенного подхода к понятию

"ноосфера" повторяет "механистический рационализм" античной этики. Если

знаешь, как вести себя хорошо -- то и надо вести себя хорошо, ибо

добродетель есть благо, а к благу человек и должен стремиться. А человек

продолжал ломиться мимо добродетели, хотя знал, в чем она, и мудрецы

приходили в отчаянье.

Ошибочность "ноосферного подхода" в том, что:

а) разум должен сам себя направлять и контролировать;

б) цель эволюции -- благо человечества в понимании самого человечества.

То есть -- антропоцентризм и рациоцентризм.

Но "благо человека" -- это жизнь, здоровье и счастье: комплекс сильных

положительных ощущений. Груды барахла тут излишни. Цивилизация не делает

людей счастливее -- она делает их лишь энергетически активнее и материально

изощреннее. Цивилизация --это комплекс искусственных объектов, излишних для

выживания человека как индивида. Вернемся к лошадям, каминам, письмам! --

вот только лекарства оставим... нет, одно без другого не выходит...

Разум не есть направляющая сила. Разум подчинен чувствам -- превращать

стремление к ощущениям в действия -- и давать больший диапазон ощущений от

действий.

Поставим же наконец вопрос: что означает "растущие потребности

человека"? Жрать, пить и совокупляться больше определенного порога он не

может, больше одного одеяния за раз не наденешь, больше одной комнаты не

займешь. Зачем ему ехать быстрее, лететь дальше, узнавать больше и иметь

еще? Потребности человека давным-давно удовлетворены.

Разум должен сказать: стоп! Два и три десятых ребенка в среднем на

семейную пару для воспроизводства -- больше излишне, меньше жалко. Еда,

жилье, одежда, работа -- организовать по уму, чтоб справедливо, честно, в

достатке для всех. Не отлынивать, и пуп не рвать -- умеренно, гармонично,

после работы поем хором и спортом занимаемся. Идиллия! И? И возникают:

коммунизм, ЧК и концлагеря -- ну не получается!!! Ну люди суки, мстят личным

врагам, берут взятки, делают карьеры и имеют секретарш под давлением

служебного положения.

Человек энергоизбыточен, человеку всегда мало, человек всегда имеет

идеал, превышающий действительность на величину желания: а вот желание это

неизменно. Человеку потребно не "вот столько", а "ЕЩЕ вот столько".

"Ноосфера" означает всего лишь, что деятельность человека приобрела

геологический масштаб с элементами уже космического. Все. И как следствие:

ну, так надо отдавать себе отчет в своих возможностях, думать, что делаешь,

и быть поосмотрительнее и поосторожнее. И, может, иногда лучше отказаться от

действия, открытия, изобретения, а то потом горя не оберешься.

Сегодняшнее развитие и поощрение пороков, отказ от воспроизводящей

рождаемости и добровольная замена европейской расой себя другими расами --

может излечить от излишней веры во всемогущество разума любого нормального

человека.

Жизнь никогда не направлялась разумом и не могла направляться. Разум

сам по себе вообще не существует. Все ошибочные построения, включающие в

себя разум, проистекали из ошибочного истолкования сущности разума. "Если

"разум" -- это "понимать", то понимание не может быть движущей силой, не

может быть главной, определяющей силой. Должны быть субъект и объект

понимания и разум как связь между ними.

Разум не сводим к познанию. Аналитическая функция -- лишь одна из

функций разума.

Разум не сводим и к управлению. Координирующая функция разума -- одна

из его функций.

Разум -- это способность организовать и запустить максимально

эффективный процесс превращения желания в удовлетворяющее его действие. Под

эффективностью понимается минимальная затрата собственной биоэнергии

человека, имеющая результатом максимальное энергопреобразование внешних

объектов, вовлеченных в процесс.

Желание -- это стремление к ощущению, психологически отождествляемому

человеком с действием (обладанием, достижением).

Желание ставит разуму задачу на действие. Вне этой задачи разума не

существует. Ощущение и действие есть условия существования разума: это его

предпосылка и его цель. Если ничего не хочется и ничего не надо -- так и

думать не о чем и незачем.

Так вот. Ощущения, желания и стремления к действиям остаются для

человечества неизменны. И неизменна суть обслуживающего их разума. И в

царство разума мы вступили в том смысле, что теперь он может больше, чем

вулкан -- а не в том, что теперь разумные доводы будут повелевать нами.

Не человек будет управлять миром по законам разума. А разум будет

продолжать переделывать мир по законам мира. И не для "блага человека" -- а

в продолжение функции человека энергопреобразовывать Вселенную.

ПРИГОЖИН И СИНЕРГЕТИКА

Иногда трудно определить границу между изумлением и ехидством,

Итак, теория самоорганизации имеет дело с открытыми, нелинейными

диссипативными системами, далекими от равновесия. Флуктуационная гипотеза

Больцмана, развитая школой Пригожина. Создана безупречная и математически

красивейшая модель. Вдали от равновесия система достигает некоторой

критической точки, называемой "точкой бифуркации". И вот тут на эволюцию

системы способны влиять даже ничтожные флуктуации, которые в "прочном",

равновесном состоянии системы не могут влиять на нее никак. Так что заранее

категорически непредсказуемо, как будет развиваться система, достигнув и

проходя точку бифуркации.

Если математический аппарат модели перевести для "особо одаренных" на

разговорный язык, то получится примерно следующее:

Когда какая-то система, организация, процесс находится в шатком,

неустойчивом, ослабленном состоянии и для дальнейшего существования

требуется реорганизация, переделка, кардинальные изменения -- то малейшая

случайность может необратимо повлиять на весь дальнейший ход событий. И как

все сложится -- предсказать невозможно. То есть:

"Полцарства за коня!" "Пусть Груши скорее идет к Ватерлоо!" "А если бы

Наполеона убили на Аркольском мосту?" И:

Сделаем все, что от нас зависит. Спросим жрецов. Принесем жертвы. И

положимся на волю Господа, ибо на все -- случай и воля Его. Не было в

кузнице гвоздя -- и пропало королевство. Раздавили бабочку -- и реакционный

президент установил реакционный режим.

Время от времени наука, наряду с черт знает какими открытиями,

подтверждает на уровне последних достижений то, что люди и так всегда знали.

Что вполне к чести людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий