Вчера посмотрела кино - Луна 2112 - совершенно удивительное дело, но этот фильм, снятый в 2009 году, по сценарию Дункана Джонса (этот фильм также является его режиссерским дебютом), похож на квинтэссенцию научной фантастики эпохи ее расцвета - годов эдак 70-х прошлого века. Сэм Белл работает на горноперерабатывающей станции на Луне по трехлетнему контракту с компанией Лунар и до возвращения на Землю осталось две недели. Дома ждут жена дочь, с которыми он общается с помощью видео-посланий - прямой связи с Землей нет, так как спутник связи сгорел в метеоритном потоке. Единственный его собеседник - робот Герти. Дни идут один за другим - пробуждение, тренажеры, завтрак из пакетиков "как обычно", работа - множество мониторов и датчиков, а вечером - телевизор со старыми фильмами, макет родного городка, каждый дом которого Сэм тщательно вырезает из дерева, воспоминания, переходящие в сны - тоска по любимой женщине, сложности в отношениях с которой, судя по всему, и привели его на Луну, тоска по дому, по Земле и страх перед тем, что ждет его там...
И вот, в ходе одной из вылазок на поверхность луноход Сэма попадает в аварию. Он приходит в себя уже на станции, в изоляторе, под присмотром заботливого робота, в состоянии частичной амнезии - он помнит себя и Герти, но не может восстановить в памяти обстоятельств аварии. Краем уха он слышит, как робот обсуждает с центром сложившуюся ситуацию, но как это возможно, если связи с Землей нет? Центр приказывает ему приостановить работу и запрещает покидать пределы станции, но Сэму не дает покоя неизвестность и он хитростью выбирается на место аварии - открыв люк полузасыпанного лунохода он обнаруживает в нем... свою точную копию.
Принеся найденыша на станцию, Сэм требует у робота ответа на простой вопрос: "Кто это?!" и слышит невозможное: "Сэм Белл." Оба Сэма начинают пытаться разобраться в ситуации, выясняя, что у них одинаковые воспоминания, привычки, слабости. Вдвоем они отправились на разведку по поверхности планеты и обнаружили антенны-глушилки, установленные вокруг станции. Выбравшись за периметр, Сэм установил прямую связь с Землей и позвонил домой. Трубку видеофона сняла дочь, вот только ей было не три года, как ожидал Белл, а 15. Она сообщила, что мама уже несколько лет как мертва и, испугавшись странного собеседника, стала звать из соседней комнаты отца.
Допросив Герти, Сэм получил шокирующую информацию - он не что иное, как клон, копия настоящего Сэма Белла, с имплантированными воспоминаниями и сроком годности в три года. Под станцией расположен склад с сотнями других, пока что неактивированных клонов, много их было и до него - под предлогом возвращения на землю их просто уничтожали в специальной камере, а робот активировал следующий живой прибор по обслуживанию станции...
Вчера ты был человеком, которого любят и ждут, с семьей, со своими проблемами, но и со своими надеждами. А сегодня - механизм, инструмент в руках корпорации и фотографии жены на стене - не более чем разноцветные фантики, глянцевые бумажки, созданные, чтобы заполнить твое свободное от работы время. Можно представить себе одиночество астронавта на космической станции, но как представить себе одиночество существа, которое понимает, что у него нет ничего, даже родителей? Что даже его сокровенные чувства и воспоминания на самом деле не принадлежат ему, а вложены ему в голову бесстрастными учеными. Порождение техногенной цивилизации, взятое ею же в пожизненное рабство.
Очень сильное кино об одиночестве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий