понедельник, 19 октября 2009 г.

Древнегреч религия

Религия Древней Греции

Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям-полубогам.

Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди=земноморских народов. Но ни эта мифология, ни религия не были однородны и прошли сложную эволюцию. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии:

хтонический, или до олимпийский, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н. э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источни=ков, в которых бы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.

Первый период. Термин «хтонический» происходит от греческого слова «хтон» - «земля». Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, которое все порождает и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков с анимизмом, приводя к сложной и не=обычной системе верований. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой.

В подобных представлениях о богах и в особом почитании Земли как Великой Матери видны отголоски идей разных этапов развития греческого общества - и совсем раннего времени, когда не отделявший себя от природы человек создавал образы человекоживотных, и периода матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялось рассказами о всесилии Земли- Прародительницы. Но одно объединяло все эти воззрения - представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать их благосклонность. Таким предстает, например, бог Пан, который, в отличие от Тифона или гектанохейров, в более поздней мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом, покровителем лесов и полей. Он связан с дикой природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он является людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менее опасным, чем полночь. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим полузвериный облик и нрав первоначальных порождений Матери-Земли.

Второй период. Распад матриархата, переход к патриархату, возникновение первых государств ахей=цев - все это дало толчок к полному изменению всей системы мифологии, к отказу от старых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов- олицетворений бездушных сил природы заменяют боги-покровители отдельных групп в человеческом обществе, групп, объединявшихся по самым разным признакам: классовым, сословным, профессиональным, но у них всех общим было одно - это были люди, не пытавшиеся ужиться с природой, а стремившиеся подчинить ее, преобразовать в нечто новое, заставить служить человеку.

Не случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представления о Зевсе сложились только после дорийского завоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютного бога-владыки.

В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, рожденные от смертных женщин, завершают дело своего отца, истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворное внимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес - Персею, а Афина - Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев. Представления об ужасных демонах тоже изменяются - они теперь выглядят скорее просто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.

Третий период. Становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее - и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, - ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью - Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств.

Да и боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.

В позднем греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние первоэлементов или стихий. В таком виде греческая религия просуществовала до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.

Жертвы и шествия - формы почитания богов в Древней Греции

Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческие же обязанности при необ=ходимости могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.

Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народным собранием или на=чалом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвопри=ношения назывались гекатомбами.

Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происхо=дившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов.

Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Похороны также проходили согласно строго ус=тановленной церемонии. Покойника умащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах.

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы- пифайсты - по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища - оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из ко=торой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница - пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его - только это было не царство Кира, а твое собственное».

Как особая форма служения богам воспринимались и спортивные состязания. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преда=нию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам (начиная с 776 г. до н. э.). Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Главным испытанием было «пятиборье» - бег, прыжки, борьба, метание копья и метание диска, также проводились кулачные бои и состязания колесниц. Помимо Олимпиад, самыми известными были Немейские, Пифийские и Истмийские спортивные игры.

Религия и праздники Древней Греции

О праздниках в Древней Греции. Перечисление

Адонии - праздники, посвященные Адонису. Проводились в Афинах в середине лета. Повсюду выставлялись "садики Адониса" - горшочки с быстро отцветающими букетами.

Аид - подземное царство мертвых.

Амброзия (амбросия, амврозия) - пища богов, дающая всякому, вкушающему ее, бессмертие.

Антестерий - весенний праздник пробуждения природы, проводившийся в Афинах. Первые два дня ("день открывания бочек" и "день кружек") посвящались Дионису.

Антропоморфизм - очеловечивание богов и явлений природы, изображение их в виде людей

Боги (божества) - существа, олицетворявшие силы природы и отличавшиеся бессмертием

Гадес - hades - подземное царство, местопребывание душ грешников.

Гекатомба - от греч. hekaton "сто" - жертвоприношение сотни животных (быков), позднее - любое жертвоприношение большого числа животных, приносившееся по праздникам.

Гереи - праздники в честь богини Геры, проводившиеся раз в пять лет в Аргосе.

Героиды - праздники, посвященные Семеле-Фионе. Проводились в Афинах.

Гигантомахия - борьба богов с гигантами.

Делии (Делийские игры) - праздники в честь Аполлона. Проводились на острове Делос раз в четыре года. Проходили поздним летом.

Дельфийский оракул - главный оракул Аполлона в городе Дельфы.

Демоны - низшие божества, связанные с природой, выступавшие в роли посредников между богами и людьми

Дионисии - праздники в честь Диониса. Великие дионисии - весенние фестивали, проводившиеся в Афинах. Хоры наряженных в козьи шкуры певцов исполняли гимны-дифирамбы из которых возникла трагедия ("песня козлов"). Сельские дионисии - праздненства на которых исполнялись шуточные песни, сопровождавшиеся плясками - от них произошла комедия.

Додона - город на северо-западе Греции, где у священного дуба Зевса находился его главный оракул. По значимости был равен Дельфийскому оракулу.

Духи - низшие божества, связанные с человеком

Елисейские поля (Элизий, Элизиум) - счастливая земля в загробном мире, где праведные души наслаждались существованием под вечно голубым небом с незаходящим солнцем.

Жрец (жрица) - служитель культа бога.

Зооморфизм - представление богов в виде животных.

Иакхион - святилище в Афинах, посвященное Иакху, ставшее центром толкователей снов.

Истмийские игры - конные, гимнастические и музыкальные состязания, посвященные Посейдону. Проводились каждые два года на Коринфском перешейке (Истме).

Комедии - праздники в честь Диониса

Корибанты - жрецы Кибелы.

Космос - "порядок", "мир", "красота" - мир, возникший из Хаоса.

Кронии - веселые праздники урожая, справлявшиеся в честь Крона (Кроноса).

Куреты - жрецы Реи и Зевса на Крите.

Ленеи - праздники-шествия в честь Диониса-Ленея и Семелы. Проходили в январе-феврале. Веселые песни, посвященные жизни бога виноделия и исполнявшиеся на этом празднике, со временем превратились в комедии (comoedia - "совершать шествие", лат.)

Мистерии - "таинства" - обряды, посвященные какому-либо богу, и в которых имели право принимать участие только прошедшие посвящение.

Мисты - участники мистерий.

Нектар - напиток богов, дававший им бессмертие и вечную молодость. Почетная обязанность разливать и подносить нектар богам была возложена на Гебу.

Олимпийские игры - самые значительные из общегреческих игр, проводившиеся летом каждые четыре года. Местом проведения был город Олимпия в северной части Пелопоннеса, где находилось святилище Зевса.

Омфал - "Пуп земли" - мраморный камень, обозначавший центр мира. По легенде этот камень был проглочен Кроном вместо младенца-Зевса и появился вместе с божественными детьми Крона, проглоченными им. Боги и злополучный камень появились после победы Зевса над отцом. Камень был установлен в Дельфах на том месте, где, по легенде, был зарыт Пифон, побежденный Аполлоном. Вокруг этого "памятника" был возведен храм Аполлона со знаменитым оракулом. Камень, находившийся во внутренней части храма, каждый день поливали маслом.

Оракул - предсказание, место, где оно дается и жрец-предсказатель.

Оргия - обряд, ритуал, мистерия, священная служба (греч. orgia) - священнодействие в честь богов, отличавшееся особым буйством и распущенностью. Наиболее часто проводились в честь Диониса и Деметры (Кибелы).

Палладий - см. Палладиум.

Палладиум (Палладий) - деревянная статуя Афины, обладавшая чудотворным действием. Город, владевший палладием, считался находящимся под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Панафинеи - ежегодные праздники в честь рождения Афины. Летом каждые четыре года в Афинах проводились Великие панафинеи. После музыкальных представлений и жертвоприношений устраивалась процессия, следующая по Священной Дороге к Парфенону, куда приносились новые одежды для Афины.

Пантеон - сообщество всех богов какого-либо религиозного направления.

Парфенон - храм, посвященный Афине-деве (парфенос - "дева"). Расположен в Афинах.

Перферей - преподносящий дары Аполлону.

Пифийские игры - общегреческие спортивные и музыкальные состязания, организованные по приказу Зевса в память об убитом Пифоне и проводившиеся в Дельфах каждые восемь (позднее - каждые четыре) года. Последний раз проводились в 394 г. н.э.

Пифийский оракул - оракул, на месте которого возник Дельфийский оракул.

Пифия - жрица Аполлона, передававшая предсказания Дельфийского оракула. Пройдя сложный и торжественный подготовительный этап, пифия устраивалась возле расщелины и, вдыхая пары, идущие оттуда, передавала волю Зевса.

Тавроболии - ритуал жертвоприношения быка, связанный с культом Артемиды-Таврополы, во время которого происходило очищение людей кровью. Человек помещался в специальное углубление и над ним приносилась жертва. Вероятно предшественниками жертвенных быков были человеческие жертвы.

Тартар - мрачная бездна в глубине Земли, возникшая из Хаоса. Порождением Тартара и Геи считались Тифон и Ехидна. Окружен медными стенами и рекой Пирифлегетон. Считается нижней частью преисподней, куда были заключены титаны и киклопы.

Телестерион - храм Деметры в Элевсине, где ежегодно в сентябре проводились Элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны.

Теогония - происхождение богов.

Титаномахия - сражение, произошедшее между титанами и олимпийцами, богами нового поколения, рожденными Кроном и Реей. Крон, силой воцарившийся на троне своего отца Урана, боялся, что также будет свергнут своими детьми и, чтобы избежать этого, велел своей жене Рее приносить ему новорожденных детей и проглатывал их. Последнего ребенка, Зевса, она спрятала на острове Крит, а Крону дала проглотить камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил вернуть на свет проглоченных Геру, Гестию, Деметру, Аида и Посейдона и началась борьба с Кроном и титанами за власть над миром, длившаяся 10 лет. Сторону Зевса приняли титан Океан, Прометей, Эпиметей и Стикс. Киклопы, пришедшие на помощь Зевсу, выковали для него громы и молнии. Титаны были побеждены благодаря помощи сторуких великанов-гекатонхейров и низвергнуты в Тартар.

Фесмофорий - осенний праздник в честь Деметры и Персефоны.

Фитоморфизм - поклонение богам, представлявшимся в облике растений. Был характерен для периода раннего матриархата.

Прочитано: 6793 раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий