Пишучи цю сценарну заявку, я мріяла втілити на екрані тезу, що сни - реальність кіно.
©Рыженко Татьяна,2001
Заявка
на документальный фильм
«Кошмарные сновидения российского императора Николая I»
3 части
Я пытаюсь представить события 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов. Как каждый из находившихся в тот день на Дворцовой площади воспринимал его, что думал в решающий миг истории, какие чувства испытывал, какие мысли преследовал?.. Как страдал и трусил князь Трубецкой, назначенный накануне руководителем переворота. Как боялся и трусил, поставленный перед выбором применять оружие или нет, ещё не ставший царём, Николай?..
Декабристы не простили Каховскому убийство Милорадовича. А ведь примени они военную силу, возможно бы ход истории изменился. В их руках была судьба свободы... Царь долго колебался, прежде чем отдать приказ: «Стрелять!» А декабристы?.. Они не смогли воспользоваться мгновениями, минутами, часами его колебаний...
Сны - реальность кино. Фильм непременно надо строить по принципу сновидений, где события создают разорванную карусельную канитель из конкретных образов, переходя, как наваждение, от конкретного факта к общей картине действительности. Общее нагнетание атмосферы, неуверенность, страх: Петропавловская крепость; Шлиссендорф; пустынный зловещий остров Голодай, с могилами повешенных декабристов; каторжный удел «князей» («князья»- так называли ссыльных декабристов в Сибири), самоотверженность их жён; разбитость их блестящих судеб, - и вместе с тем - высокая миссия их поступка. А. Пушкин писал: «Из искры возгорится пламя». Это «искра» свободы, которая сжигала сердца, испепеляла действительность, заставляла страдать и приносила личную свободу на жертвенный алтарь истины.
В снах реальность проецируется на подсознание, синтезируется, уплотняется и производит естественный отбор событий, фактов, впечатлений, рождая образы ушедшего дня, прошедших дней, прожитых жизней. Всем и всегда снятся сны. И в ту печальную эпоху XIX века всем снились сны. Но российскому царю Николаю I - самые страшные! Если провести историческое исследование, то можно заметить, что во всё его царствование бесконечный рой событий и потрясений не сменялся ни минуты. Кутерьма заговоров (то декабристы, то «петрашевцы»), присутствие вольнодумцев - непримиримых поэтов (Пушкин, Лермонтов, Шевченко и др.), которых царь усмирял, репрессировал, казнил... Всё это смешивалось в одно целое, невыразимо мощное чудовище, которое вызывает непреодолимый животный страх во сне и наяву. А утром, каждый день перед глазами - трясущееся лицо царицы, этого «засушенного опёнка» (слова Т. Г. Шевченко из поэмы «Сон»; дело в том, что у царицы был нервный тик, который начался 14 декабря 1825 г., после сообщения о попытке переворота), как напоминание о первом дне сошествия на престол.
[ Читать дальше ]Комментировать
Комментариев нет:
Отправить комментарий