ДИСКРЕТНОСТЬ И КОНТИНУАЛЬНОСТЬ НА ГРАФИКАХ
Итак, мы рассмотрели три азиатские письменности - китайскую, японскую и корейскую. Не секрет, что способ чтения оказывает большое внимание на формирование коллективной психологии нации. Валерий Владимирович говорил:
- У китайцев письменность дискретная, а мышление континуальное. У европейцев же наоборот, письменность континуальная, а мышление дискретное.
Что такое дискретная письменность? Дискретная - значит прерывистая. Один иероглиф отделён от другого определённым промежутком. Но главное здесь не графическая, а семантическая (смысловая) дискретность. Во многих случаях иероглифы напрямую друг с другом не связаны - только через мысль читателя. Одна свеча также отделена от другой промежутком, когда нет торгов. События одного дня также порой не связаны по смыслу друг с другом - только через активность крупных игроков.
А что такое континуальное мышление? Это непрерывное, плавное мышление. Здесь действует принцип компенсации. Если письменность дискретная, то мышление должно быть континуальным, и наоборот. Что это означает на практике? Китаец или японец смотрит на иероглифы и в его воображении они рождают образы, плавно перетекающие друг в друга. "Потоки воды льются подобно стихам" - писал Ли Бай (см. стихотворение во второй части). Европеец смотрит на континуальные строчки, и в его голове рождаются дискретные образы. А почему
европейская письменность континуальна? - спросите вы. На самом деле она почти континуальна, квазиконтинуальна. Цепочки букв образуют кажущиеся непрерывными строки. Интересно, что на заре зарождения греческой и латинской письменности люди писали буквы, не разделяя их на слова - вот вам и почти настоящая непрерывность. Кроме того, в классическом русском письме от руки буквы внутри слова пишутся без отрыва пера от бумаги - вот вам уже реальная начертательная континуальность. Если же вы когда-нибудь видели слова
на санскрите, записанные деванагари - самым распространённым алфавитом, то наверняка обратили внимание, что буквы внутри слова соединены верхней вертикальной чёрточкой, что создаёт ощущение непрерывности.
Итак, буквы внутри слова сами по себе ничего не значат, а вот все вместе имеют определённый смысл. Слова внутри предложения, взятые отдельно друг от друга, имеют только свой смысл, но в составе предложения они могут иметь новый смысл. Европейская письменность континуальна, и эта континуальность смысловая. Здесь мы имеем непрерывный смысл, перетекающий из одного предложения в другое. Каратэ, например - это в какой-то мере дискретное боевое искусство, потому что каратист совершает резкие, прерывистые движения.
Каты - базовые упражнения каратэ напоминают динамические иероглифы. А вот русская школа кулачного боя - искусство континуальное, потому что человек совершает непрерывные круговые движения руками и ногами. Это напоминает танец. И если движения каратиста можно хоть как-то предсказать, то движения бойца русской школы предсказать нельзя, потому что, во-первых, одно движение не следует из другого, а во-вторых, потому, что сам человек точно не знает, каково будет направление следующего удара. Дискретность в музыке
- это приём игры "стаккато", для которого характерно короткое, отрывистое исполнение звуков, четко отделяющее их друг от друга. А континуальность - это "легато" - связное исполнение звуков с возможно плавным, незаметным переходом от одного к другому (да, не зря в начале книги я подвесил на воображаемую стену бандуру и домру, они выполняют роль того самого чеховского ружья). В одной из песен, исполнявшихся в 70-е годы нашим бардом Аркадием Дмитриевичем Северным, были такие строки:
"В оркестре играют
Гитара со скрипкой.
Шумит полупьяный,
Ночной ресторан.
Ах, что же ты смотришь
С печальной улыбкой
На свой недопитый
С шампанским бокал"?
Гитара и скрипка - это дуэт двух инструментов, один из которых дискретный, а другой континуальный. На грифе гитары есть лады, которые чётко указывают место той или иной ноты, отделяя их друг от друга (это дискретность). Поэтому учиться играть на гитаре относительно легко. А вот на грифе скрипки ладов нет (это континуальность). Поэтому она довольно сложна для освоения. Скрипач должен так чувствовать инструмент, чтобы брать нужные ноты буквально автоматически. Это достигается долгими, утомительными тренировками.
Я думаю, уважаемый читатель, вы сами сможете подобрать довольно много случаев из окружающей жизни, в которых бы шла речь о континуальности и дискретности.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий