В последнее время, в связи с воплощением в жизнь положений Национальной программы демографической безопасности и сложившейся демографической ситуацией в республике вообще, становится актуальной подготовка специалистов в означенном проблемном поле.
Поскольку демографическую ситуацию в любой стране формирует как естественное (рождаемость, смертность.), так и механическое движение населения (миграция), то всё большую важность набирает подготовка не только научных кадров в высшей квалификации в области экономики, способных дать чёткий краткосрочный/долгосрочный прогноз и технико-экономическое обоснование различных мероприятий, но и специалистов в области проблем народонаселения. Такие специалисты (Л.П. Шахотько, Б.А. Манак, Е.А. Антипова и др.) уже есть, и научные достижения их бесспорны, однако подготовка научных кадров в области миграциологии не ведётся. И если мы взялись раскрывать суть проблемы, что следует знать, что существует комплекс проблем:
1. Различность подчинения и обозначения миграциологии в Высших аттестационных комиссиях стран Содружества. Так, в ВАК РФ миграциология входила в направление 08.00.18 - экономика народонаселения и демография, в настоящее время входит в направление 22.00.03 - экономическая социология и демография и в 25.00.24 - экономическая, социальная и политическая география. В ВАК РБ современная ситуация аналогичная. В ВАК Украины - 08.00.07 - демография, экономика труда, социальная экономика и политика.
Для уяснения первой из означенных проблем нужно бы понять, что миграциология развивается на стыке социологии и экономической (социально-экономической) географии; немалую роль вносит также и исторический подход. И если социология здесь даёт человековедческие и обществоведческие основы, то география дополняет её пространственно-территориальными аспектами и закономерностями. Взаимодействуя вместе, они и раскрывают всю многогранную сущность такого явления как миграция населения и миграционные процессы.
2. Издавна происходит резкое контрпозиционирование общественных наук против естественных и наоборот. Географической науке в этом плане повезло, ибо она сама находится на стыке естественных и общественных наук, являясь наукой о причинах, закономерностях и реалиях территориальной организации природы и общества. Таким образом, она является мостом между естественными и общественными науками: физическая география - наука естественная, в то время как социально-экономическая география, равно как и социология - наука общественная. И в том, что социолог будет уметь обрабатывать и интерпретировать информацию в виде карт ГИС, а географ (особенно это касается экономико-географов) - обладать основными социологическими знаниями, нет ничего деструктивного, зазорного и противоестественного. Тем более, если дело касается подготовки кадров в области миграциологии. Миграциолог должен обладать как экономико-географическими, так и социологическими знаниями. . На сегодняшний день в Республике Беларусь специалистов-демографов в области мигациологии готовят на географических и частично - экономических факультетах и специальностях вузов. При этом социологических знаний выпускникам названных специальностей зачастую не хватает, что чревато низким качеством исследований в области миграционных процессов или же значительными затратами времени, средств и сил самих исследователей для преодоления пробелов и решения методических и практических вопросов. На факультетах же и специальностях по социологии (ФФСН БГУ, факультет истории и социологии ГрГУ) преподавание подобных дисциплин не ведётся.
3. Отрицание существования проблемы. Можно возразить, что демография и её более узкие дисциплины преподаются на экономических (БГУ) и географических факультетах (БГУ, БрГУ) и факультетах естествознания (БГПУ) и заявить на основании этого, что проблемы не существует. Но тогда как преодолеть узкость того же экономического мышления при взгляде на общество? Человек ведь мигрирует не только по экономическим причинам; тут могут быть и причины религиозные, безопасности, образовательные и т.п. Частично этот недостаток компенсирует социально-экономическая география, но ей уже приходится сталкиваться с социально-психологическими моментами, с глубинными особенностями человека и социума, и на своих разработках здесь выехать трудно. И поэтому именно здесь и требуется помощь социологии. В результате уже появились такие труды как "Социология миграции" Т.Н. Юдиной, как "Человек, общество, рельеф: основы социально-экономической геоморфологии" В.И. Кружалина, Ю.Г. Симонова и Т.Ю. Симоновой и др.
Выход видится в тщательной разработке и реализации кратко-, средне-, долгосрочных и сверхдолгосрочных перспектив развития направления и специальности "Миграциология".
На первом этапе (в краткосрочной перспективе) пилотными площадками для реализации предлагаются факультет философии социальных наук БГУ и географический факультет того же университета. Вводится специализация "Миграциология"; разрабатываются учебные планы; специфика факультетов остаётся; но общими для студентов двух факультетов названной специализации становятся следующие учебные дисциплины (прочие дисциплины, преподаваемые на факультетах, остаются неизменно):
1-й курс: введение в социологию, введение в социально-экономическую географию, социальная и экономическая статистика, прикладная статистика в социологии;
2-й курс: социальная и экономическая статистика, прикладная статистика в социологии, методология и методы социологических исследований, методы экономико-географических исследований, теоретическая социология, геоинформатика;
3-й курс: методология и методы социологических исследований, социология семьи, социология труда, основы демографии, демография семьи, рынок труда, география населения мира и Беларуси, демография Беларуси, теория социально-экономической географии (в последней из означенных дисциплин привлечь к использованию опыт её преподавания на экономическом факультете Белорусского государственного университета), геоинформатика, цифровая картография, основы психологии и педагогики, социальная психология;
4-й курс: методология и методы социологических исследований, экономическая социология, социально-экономическая география мира, социально-экономическая география Беларуси, геоурбанистика, экономическая демография, компьютерная обработка демографической информации, ГИС-технологии, проблемы сельского расселения;
5-й курс: гендерная социология, этносоциология, социальная антропология, этническая демография, миграции и миграционная политика, методы изучения миграций, социология миграции, проблемы народонаселения, демографическое моделирование и прогнозирование.
На втором этапе (в среднесрочной перспективе) в учебный план магистратуры по специальности "Социология" для подготовки специалистов-миграциологов вводятся следующие дисциплины: "Социология миграции", "Миграции и миграционная политика", "Проблемы народонаселения", "Демографическое моделирование и прогнозирование". Обучение в магистратуре по данной специальности доступно как социологам, так и географам.
На третьем этапе (в долгосрочной перспективе) защищаются первые кандидатские и докторские диссертации по миграциологии. Присуждаемые степени относятся к социологическим (22.00.23) и географическим (25.00.24) наукам.
На четвёртом этапе (в сверхдолгосрочной перспективе) по присоединении Беларуси к Болонскому процессу - подготовка и выпуск PhD in Migration Studies.Таковы общие направления решения проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации в области миграциологии.
Использованные источники:
http://vak.org.by/
http://vak.org.ua/
http://lib.sportedu.ru/VAK.idc
http://fh.grsu.by/
http://www.ffsn.bsu.by/
http://www.geo.bsu.by/
http://scholarship-positions.com/phd-scholarships-in-migration-studies-germany/2009/01/17
Комментариев нет:
Отправить комментарий